«Афины: заря демократии» | ||
Идиотом греки называли человека, который не идет голосовать Основоположники США взяли многие управные структуры древних Афин в качестве политической модели для молодого государства. Конечно, они черпали примеры для подражания не только у греков. До сих пор длятся споры о том, какая модель больше подходит для США в качестве образца - древний имперский Рим или древние Афины с полисной, замкнутой на себя демократией. Бушевские (республиканские) неоконы ориентируются скорее на Рим, мир под властью Рима. Тогда как теоретики Демократической партии США извлекают уроки из афинской демократии - яркой, но противоречивой вспышки свободы в древнем мире. |
Вспомним непродолжительность существования афинской демократии - чуть дольше, чем реформистская эпоха Нефертити в Египте. Античные теоретики сами искали причины, почему демократические Афины так и не смогли, несмотря на материальные и человеческие ресурсы, выиграть у тоталитарной Спарты Пелопонесскую войну. Афинский историк Фукидид - генерал, изгнанный из родного города за полководческие неудачи в той войне, описал ее скорее в жанре трагедии, чем истории. В этой драме в роли протагониста выступает «ДЕМОС», который претендует на абсолютную власть и тиранит правительство, общество и наиболее ярких индивидумов - от Сократа до того же Фукидида. Фукидида считали врагом афинской демократии, но он был ее неподкупным и суровым судьей: «По имени демократия, а фактически - правление, осуществляемое первым из граждан» - его классическая характеристика "управляемой демократии". С другой стороны, «демос» легко покупается на лесть и в своих решениях часто руководствуется такими низкими мотивами, как алчность и мстительность. В отличие от развлекательной истории предшественника Фукидида Геродота, его нравоучительная история обращена в будущее, взывает к потомкам. Неудивительно, что современные историки, социологи и журналисты, отправляясь в древние Афины за злободневными аналогиями, берут в проводники именно этого своего коллегу. «Афины: заря демократии» (реж. Bettany Hughes) - документальный сериал о первой в мире, афинской демократии. Видового и археологического материала в фильме навалом. Еще в 6 веке до н. э. Афины управлялись «30 тиранами» с абсолютной у них властю, но и борьбой между ними. Однажды один из аристократов попытался решить спорный вопрос (в свою пользу) призвав на помощь «демос». Джин был выпущен из бутылки: испробовав власть «на вкус», народ не захотел отдавать еe обратно. Таков зачин этого фильма-исследования.Анализируя военную истерию афинского демоса, его реваншистские инстинкты, агрессивность по отношению к своим выдающимся согражданам, диву даешься всем этим параноидальным явлениям на уровне коллективной истерии. Кстати Фрейд не видел принципиальной разницы между индивидуальной и массовой психологией, что и позволило ему выдвинуть встреченную в штыки гипотезу о ритуальном убийстве Моисея евреями, как об отправной точке всей их истории. В аналогичной ситуации оказались и афиняне, приговорив к смертной казни Сократа. Эдипов комплекс переносится от индивидума на этнос, без разницы евреи это или греки. Известны, конечно и иные трактовки, версии и интерпретации смерти великого философа. Беттани Хьюз представляет сразу несколько точек зрения на смерть Сократа, давая слово историкам разных направлений. Представлял ли сократ угрозу от афинской демократии? Согласился ли он со смертным приговором? А ведь мог бы бежать, как советовали ученики, - чтобы подтвердить основы этой демократии для 6000 граждан (рабы и женщины к голосованию не допускались). Или это была отчужденная форма самоубийства философа, потерпевшего фиаско в споре с собственным народом? Загадка Сократа , самого антифилосовского из философов, тревожит нас не меньше, чем его современников. Каким образом кичащиеся своей демократией Афины решились лишить жизни лучшего из своих граждан только за его взгляды? Суд гелиастов, перед которым предстал сократ, был олицетворением тогдашней демократии. Его судьями были торговцы и матросы - тот самый «демос», из которого и сам вышел этот сын повитухи и каменотеса и который гордился своим происхождением, став знаменитым. 281 судья вынес Сократу приговор: виновен. 220 сказали: не виновен. Однако еще более поразительным было второе голосование - избрание наказания. Если вина Сократа была признана все-таки незначительным большинством, то смертный приговор был вынесен почти единогласно. Получается, что за смерть Сократа голосовали и, в том числе, те судьи, которые признали его невиновным. Не является ли тогда демократия особым родом тирании, как утверждал Сократ? Сократ странен, даже внешне. Единственный среди философов он не был писателем, предпочитая разговаривать. Он был курнос, лобаст, коротконог и нечистоплотен. Он был похож скорей на иноземного раба, чем на среднестатистического афинянина, регулярного посетителя гимнастических залов и почитателя физической красоты. Уродливый, грязный, оборванный, несколько высокомерен и насмешлив, - ходол он по улицам родного города, задевая, оскорбляя и раздражая сограждан, пока те не приговорили его к смерти. И он подчинился их решению, вместо того, чтобы бежать, как советовал ему Критон, выпил яду (цикуту), убежденный в своем бессмертии. Афинская демократия просуществовала, практически, всего три поколения. Прошла испытания судом Сократа и пустила корни далеко в будущее. Голосование в Афинах было фактически обязательным (исключая рабов и женщин). Для теледискутантов в сериале «Афины: заря демократии» в одном ряду стоят и смертный приговор Сократу и бездарная военная экспедиция афинян в Сицилию, предпринятая по наущению джингоистски (шовинистический национализм) настроенного демоса избранными ими же генералами. Афинский демос, "чернь", присвоившая себе прерогативы власти и привела афинскую демократию к гибели. Хотя были и социально-экономические причины падения афинской демократии. Но рассматривая афинский демос как единое целое, как коллективную индивидуальность, мы игнорируем существование "оппозиционных сил" того самого демоса - меньшинства, которое осмеливалось высказывать свое мнение. Одним из главнейших деятелей этих оппозиционных сил и был Фукидид, с его, по тогдашним понятиям, антипатриотической концепцией Пелопонесской войны. А сегодня? Сторонники Иракской войны в соединенных Штатах также обвиняют её противников в недостатке патриотизма, а то и в предательстве, и в худших грехах. История иногда поражает своей актуальностью и злободневностью. Политиканство, популизм, шовинизм, самодовольство и чванство - вот черты, которые обнаруживают современные историки тогдашнему афинскому демосу. Даже если они преувеличивают иногда перегибают прошлое, они правы в своих предупреждениях и предостережениях...
|