«Спасательный круг для Игоря Талькова» |
Дебютный альбом Талькова-сына "Надо жить!" наглядно демонстрирует реализацию пророческих слов его отца о своем возвращении |
Игорь Тальков незаслуженно забыт. Концерты его памяти – большая редкость, молодые дарования не спешат переосмыслять его творения, а могила музыканта-мученика не является местом всенародного паломничества, как, скажем, захоронение Цоя или Высоцкого. Отдельные примеры дани памяти Талькову скорее курьёзны … Два года назад газета «Жизнь» писала об иконописце, начертавшем образ Талькова, не принятый (кто бы сомневался! положенных по церковному уставу правил канонизации ещё никто не отменял!!) Русской Православной Церковью. А «Аргументы и Факты» в обзорной статье о Ваганьковском некрополе привела любопытный случай про ярую фанатку Талькова, твёрдо решившую похоронить себя заживо вместе с кумиром. Смышлёная девица раскопала могилу и задумала всё так хитроумно, что рыхлая земля должна была её засыпать моментально и окончательно. Благо, замысловатую задумку чудом предотвратили в последний момент. Несколько лет назад был записан трибьют Игорю Талькову «Я вернусь». Компиляция не возымела большого резонанса, так как вышла невыразительной и блёклой, да и участие в ней принимали, в основном, поп-музыканты третьего и четвёртого эшелона. Либеральная пресса к Талькову беспощадна. В лучшем случае его имя и заслуги просто игнорируются, в худшем – появляются уничижительные памфлеты, не оставляющие от памяти о великом музыканте и камня на камне. Не так давно на одном из крупных новостных Интернет-порталов появилась обзорная статья о Талькове, где певец объявлялся графоманом, серым малоприметным музыкантом, о котором сейчас никто бы и не вспомнил, если бы не его безвременная гибель. Публикация вызвала поток гневных писем, обозревая которые, автор памфлета выставил респондентов безграмотными испитыми люмпенами. Однозначный приговор Талькову вынес известный исследователь рок-поэзии Юрий Доманский. В своей монографии «Тексты смерти русского рока» он отметил, что личный миф Игоря Талькова всецело вторичен по отношению к персональной мифологии Виктора Цоя. Оспорить этот тезис решился 23-ёхлетний сын Талькова, также нареченный Игорем. Особенно радует, что действует парень не словом, а делом. Четыре песни Игоря (в том числе и новая версия отцовского «Летнего дождя») увидели свет ещё на трибьюте «Я вернусь». Кавер на «Спасательный круг» опубликован на дебютной пластинке Талькова-сына «Надо жить». Певец аккуратно обошёлся с отцовским наследием, правда, вместо безопасного дискоритма снабдил её грозным вступлением, напоминающим поступь ливонских рыцарей, которым спасательный круг как раз не положен. Что ж, определиться с врагами в наши дни ничуть не менее важно, чем заботиться о спасении отцовской памяти! Прежде, чем выпустить первый сольник, молодому человеку пришлось обивать пороги звукозаписывающих компаний пять лет. Это вполне объяснимо: альбом действительно производит впечатление кости в горле смердящей поп-индустрии. Отпрыск автора скандальной песни «Господин Президент» тоже привык высказывать свои мысли прямолинейно, не боясь быть обвинённым в «пропаганде фашизма и призыву к созданию незаконных экстремистских организаций»:
Само название этой лобовой композиции – «Хватит!» – словно позаимствовано из песни «Господин Президент». Да и по музыке – эта и ряд других песен Игоря напоминают утяжелённого Талькова-старшего. Это отнюдь не значит, что чадо промышляет эпигонством. В песнях Игоря достаточно актуальных музыкальных находок. В той же «Хватит» в качестве центральной музыкальной темы использована приджазованная клавишная партия a-la «Из Ленинграда» группы «Танцы минус». Выстраивая композиции своих песен, Игорь не боится идти на смелые эксперименты, то имплантируя в тривиальную любовную поп-балладу трип-хоповый проигрыш («Наше Солнце»), то вдруг балуя немотивированной техно-вставкой в очень серьёзной песне «Время нас не ждёт». И ничего из этого не режет слух! Одно из центральных мест в песнях Талькова уделено вопросам веры. Музыкант мало обращает внимания проблемам православной эсхатологии, смирения и мистики церкви, при этом его религиозные размышления трудно назвать профанными. Вера Талькова-младшего необычайно деятельна, эпиграфом к пластинке можно было бы поставить строчку из песни «Время нас не ждёт»: «Вера без действия не вылечит недуга». Музыкант постоянно предлагает расти, совершенствоваться – совсем не ради пагубного тщеславия, а всего лишь потому, что без остервенелого движения вперёд «обязательно все скажут, что я худший» («Седьмой День»). Эдакая гипертрофированная бескомпромиссность была доселе свойственная разве что «Гражданской Обороне» и «Красным Звёздам». Например, заглавная песня альбома «Надо жить!» практически один в один повторяет идейное и образное движение песни «Красных Звёзд» и Владимира Ареховского «Надо расти!». Для нынешнего поколения 20-летних, по ряду социальных и геополитических причин не воспринимающего названных исполнителей, философские изыскания Талькова-младшего могут послужить отличным заменителем. Игорь Тальков-младший совсем не зря утверждает, что многие замыслы его произведений будто подсказаны отцом. Пока сын будет в силах, содеянное Поэтом-мучеником не подвергнется окончательному забвению. Только вот либеральные СМИ, похоже, объявили дебютнику Игоря кодекс молчания. Не хочется прослыть Кассандрой, но есть веские опасения, что новообретённый Тальков ещё долго будет играть исключительно по дружественным казино, никак не влияя на музыкальную и социальную ситуацию в стране. Хотя, может, оно и к лучшему: целее будет …
|
Игорь Тальков-младший «Надо жить!» | |||
Фирма Граммзаписи НикитинИгорь Тальков-младший очень похож на отца. Волевое скуластое лицо, пронзительный взгляд… Только в голосе меньше благородной хрипотцы, а в глазах не видно запредельной усталой скорби. Оно и понятно: узнаваемый тембральный окрас погибший певец приобрёл в детстве, в результате заболевания горла. А путь его чада, как ни крути, всё-таки пока оказался беспечальнее. Хотя пять лет изнурительных мытарств Игоря по неприветливым лейблам отложили свой мрачноватый отпечаток – как на настроение диска, так и на манеру поведения самого исполнителя. В целом, Тальков-младший продолжает линию своего папы, умело чередуя пронзительные баллады о разбитых чувствах с энергичными призывными агитками. Звуковые находки 80-х тоже во многих эпизодах альбома сохранены. Так, в «Ответы где» звучит наивно синтезированный орган, сродни тому, что можно услышать в знаменитой «России». А в посвящении матери «Святая» записан упругий сочный баян Владимира Трофимова, заставляющий вспомнить… да-да, конечно же, о «Чистых прудах». Почему-то гармошка звучит с явным татарским «акцентом». Не иначе, Тальков-младший решил таким образом реализовать известную отцовскую подколку: «Моя жена – смуглая, так что я ей часто говорил: видимо, твоя прапрабабушка согрешила с татарским ханом». В остальном, конечно же, в методах звукоизвлечения младший Тальков ушёл гораздо дальше. Увлечение Игоря новомодной западной альтернативой не могло не наложить отпечаток на саунд диска «Надо жить!». Интереснее всего в этом плане сделана заглавная песня, которая начинается как сильно облегчённое Prodigy, а развивается как боевик какой-нибудь Red Hot Chili Peppers с увесистыми отрывистыми гитарами в припевах. Выстраивая композиции своих песен, Игорь не боится идти на смелые эксперименты, то имплантируя в тривиальную любовную поп-балладу трип-хоповый проигрыш («Наше Солнце»), то вдруг балуя немотивированной техно-вставкой в очень серьёзной песне «Время нас не ждёт». Самое главное, что всё это идеально ложится в контекст, не выпячиваясь и не раздражая слушателя. Альбом «Надо жить!», помимо 13-ти сольных опытов Игоря, вместил в себя переосмысленный вариант «Спасательного круга», авторства Талькова-старшего, два ремикса на «Надо жить» и два дуэта – с Паскалем и Игорем Наджиевым. Из-за этого диск кажется неоправданно затянутым: по-хорошему на издании нужно было оставить восемь первых вещей, а «Спасательный круг» и «Океан» с Паскалем вынести в разряд бонус-треков. Конечно, судя по всему, Тальков-младший – парень бескомпромиссный. Однако истинный максимализм заключается всё-таки не в том, чтобы забить пространство диска под завязку, а в том, чтобы показать в дебютнике исключительно свои сильные стороны. ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: Тальков-младший отказался быть пластилином на «Фабрике» Игорь Тальков-младший выпускает всеобъемлющий альбом Церковь не приняла иконы с ликом Талькова Денис Ступников
|