«Зов Апокалипсиса» | |||||
Вера Генисаретская , США «... бывают люди, в руках которых Библия опаснее, чем... чем бутылка виски в руках твоего отца» Уникальность администрации Джорджа Буша состоит в том, что она являет собой идеологический коктейль, смешанный из неоконсерваторов, чья идеология восходит к Троцкому с его воинствующим атеизмом, и христианских фундаменталистов. В кабинете Буша не просто проводятся встречи с фундаменталистами, как то было при Рейгане, но его членами являются религиозный фанатик, генеральный прокурор США Джон Эшкрофт (тот самый, который распорядился частично прикрыть полуобнаженные статуи Правосудия и Справедливости в здании Верховного Суда и санкционировал пытки заключенных в Гуантанамо Бэй, Абу Гаиб, других тюрьмах) и заместитель министра обороны, штраусеанец и бывший троцкист, так и оставшийся троцкистом Пол Вулфовиц. Однако, такое сочетание «противоположностей» может показаться странным лишь на первый взгляд. |
Эшкрофтa (John Ashcroft) сейчас собираются заменить другим "святошей" – другом Буша еще по Техасу Алберто Гонзалесом (Alberto Gonzales), который в одном из своих «мемо» ясно обозначил, что Женевская конвенция не должна приниматься во внимание при обращении с «террористами». [1] [1] "Его острый интеллект и правильные суждения сформировали нашу политику в войне с террором", - заявил президент. |
В статье, посвященной американскому неоконсерватизму, я писала о Лео Штраусе, чьи идеи заложили основы неоконовской идеологии. Кроме концепций «благородной лжи», «элиты и толпы» и др. ученики Штрауса адаптировали еще одну концепцию, о которой я не упомянула. Вслед за Марксом, Штраус считал, что религия — это «опиум народа». Правда, в отличие от Маркса, Штраус верил, что народу опиум необходим. Он учил, что религия нужна для того, чтобы обеспечить мораль и стабильность общества [2]. И, конечно, критерии этих «морали и стабильности» должны задаваться «элитой». Использование религии в политических целях в годы президентства Буша стало нормой. Канадский профессор-социолог, автор недавно вышедшей книги «Террор и цивилизация: христианство, политика и западная ментальность» [3] Шадиа Друри (Shadia B. Drury) проводит параллель между неоконами-штраусеанцами и великим инквизитором Достоевского. По мысли автора, неоконы, прежде всего такие ученики Штрауса, как Абрам Шульский [4], Вильям Кристол [5] и Пол Вулфовиц [6], воплощают в жизнь идеи «великого инквизитора», структурируя институты власти в парадигмах «чуда, тайны и авторитета» [7].
|
Сам Буш может именоваться «неоконом» лишь постольку, поскольку он осуществляет политику, задаваемую его неоконсервативным кабинетом. Я полагаю, что он обычный христианский фуналист-неофит, недалекий и, по свидетельству знающих его людей, очень мало чем интересующийся человек [8]. Обратившись «к Богу» в возрасте 40 лет после многолетнего пьянства, он уверовал в то, что стал «вновь рожденным христианином» (Born Again Christian) [9]. С тех пор он неустанно говорит о своем «преображении»:
«Вновь рожденные христиане» верят, что «приняв в свое сердце Христа», т.е. соизволив принять Его, они «родились вновь» и потому уже «спасены». Они уже «спасены», следовательно, все, что они делают, является выполнением «воли Божией». Следовательно, все, кто с ними не согласны — «враги»: «Кто не с нами – тот против нас», — сказал Буш. Евгений Шифферс называл эту болезнь «пьедестализмом». Свое решение баллотироваться в президенты Буш объясняет как осознание «божественной миссии», которое, по его признанию, пришло к нему в 1999 году во время проповеди Марка Крэга (Mark Craig) в Далласе. Крэг рассказывал о сомнениях Моисея, которому Бог явил Свою волю возглавить плененный израильский народ. Именно тогда Буш решил, что Бог хочет, чтобы он стал президентом Соединенных Штатов, но, в отличие от Моисея, он не сомневался: Бывший «спичрайтер» Буша, один из идеологов неокононов младшего поколения, автор нескольких панегирических книг о Буше Дэвид Фрум (David Frum) [11] признался, что Белый Дом находится «в руках евангелистов». Первое, что Фрум услышал, когда вышел на работу, были слова, обращенные к его новому боссу Майку Герсону (Mike Gerson) [12] : «Что-то мы не видели тебя вчера в классе по изучению Библии» [13]. При том, что Фруму и команде его единомышленников, оказавшихся у власти, наверняка приходится переживать неловкие моменты в связи с повышенным присутствием в Белом доме религиозной риторики, неоконы виртуозно используют склонность президента к «опиуму народа». Они адаптировали эту риторику и подыгрывают Бушу в его мессианских амбициях. После украшенной величественными апокалиптическими пассажами речи Буша в Конгрессе 20 сентября 2001 года, ему позвонил автор этой речи Майк Герсон, который сказал: «Мистер президент, когда я смотрел Ваше выступление, я понял, что Вас послал сам Бог» [14].
По сути, неоконы ведут себя с Бушем так же, как телеевангелисты ведут себя с их несчастной паствой. Правда, телеевангелисты не верят ни в Бога, ни в Его противоположность и все, что они делают, они делают только ради денег и власти. Многие неоконы тоже не верят в Бога, не верят они и в библейские пророчества о «Божественной миссии Израиля», однако, они верят в возможность «гуманной глобальной гегемонии» (Benevolent Global Hegemony) [15] и успешных перманентных войн с целью установления «дружественных режимов». Но неоконы используют те же методы манипуляции Бушем, что и евангелисты, когда они промывают мозги своей аудитории. Особенно это видно на примере войны с Ираком: главный идеологический довод этой войны состоял в том, что Америка и «коалиция» под водительством Буша вступает в войну со «злом» (evil). А «зло» — это термин не политического, но религиозного жаргона. Кстати, термин «ось Зла» (axis of Evil) был изобретен уже упоминаемым Дэвидом Фрумом. Как «вновь рожденный христианин», Буш верит в свою непогрешимость и «миссию свыше». Для неоконов в этой вере есть как плюсы, так и минусы. Плюс – в том, что Буш никогда не признает своих ошибок, посылая народу «мессидж» уверенного в себе политика, который знает, что он делает и твердой рукой ведет страну и весь мир к «светлому будущему». Минус в том, что если Бушу что-то «втемяшивается» в голову, то выбить это из него очень трудно. Такая ситуация сложилась сейчас, когда неоконы требуют отставки своего соратника министра обороны Дона Рамсфилда (Don Rumsfeld) [16]. Война идет на так, как «надо», требуются «козлы отпущения», к тому же Рамсфилд действительно «не тянет». Но президент твердо заявляет, что Рамсфилд останется на своем посту: ведь Буш делает все «по воле Бога», в том числе назначает членов своего кабинета. Как христианский фундаменталист, находящийся под влиянием евангелистов, Буш верит в доктрины христианского сионизма, ненавидит ислам и является самым дружественным к Израилю президентом за всю историю существования США. «Я вижу подъем ислама как попытку разрушить Израиль... Я вижу это как осуществление плана сатаны, который хочет предотвратить возвращение Господа Иисуса», — вещает Пат Робертсон, и подобные идеи должны находить отклик во «вновь рожденном» сердце Буша. Интересно, что накануне вторжения в Ирак он встретился с Патом Робертсоном. Правда, когда Робертсон предложил ему «подготовить американцев к военным потерям», Буш заявил, что потерь никаких не будет – Буш ежедневно «общается с Богом» и ему виднее, чем даже Робертсону [17]. Если бы можно было не вводить войска в Афганистан, где окопался Усама Бин Ладен, устроивший теракты 11 сентября, а сразу послать их все в Ирак, неоконы бы так и сделали. Они уже давно старались убедить политиков и народ, что режим Саддама необходимо свергнуть, повторяя ложь об оружии массового уничтожения и о связях Саддама с исламскими террористами. Но не ударить по Афганистану было нельзя – американцы, потрясенные случившимся 11 сентября, не поняли бы, а рефлектировать по поводу политики своих секулярных и религиозных лидеров, спровоцировавших трагедию [18], они не привыкли. Правда, в Афганистан было послано менее 20 тысяч человек, и они в основном дислоцированы в районе Кабула — все прочие регионы страны находятся под контролем талибов, моджахедов и других военных князьков, и американские войска редко отваживаются там появляться. Но зато в Ирак США сразу направили 150 000-й контингент, надеясь быстро покончить с Саддамом и установить в стране благоприятный для Израиля режим. То, что именно последнее было основным мотивом войны в Ираке, признают даже такие традиционные республиканцы правого крыла, как Пат Бьюкенен [19] и Пол Робертс [20]. Война в Ираке идет не так, как неоконам рисовалось в их воображении, но они пока еще верят, что им удастся победить. Они настолько не сомневаются в победе, что уже начали санкционировать продажу недвижимости в Ираке гражданам Израиля [21]. Потом будут Иран, Сирия, Ливан, Иордания и так далее, но я не хочу спекулировать на это тему, так как надеюсь, что ничего из этих троцкистских грез не выйдет. Главное различие между Бушем и неоконами состоит в том, что, несмотря на то, что Буш – типичный плутократ, похоже, что он искренне верит в свою «миссию» по осуществлению «Божьего промысла». Неоконы являются типичными революционными идеалистами, в своем стремлении переделать мир дошедшими до предельного цинизма, когда «цель – это все, средства – ничто». Как и большевики, они хотят переделать мир в соответствии со своей моделью. Как люди, в большинстве своем являющиеся этническими евреями, они глубоко ранены трагедией еврейского народа, случившейся во время Второй мировой войны. Стремление иметь хорошо защищенное, процветающее еврейское государство, с гражданами которого никогда не может случиться того, что случилось с евреями в оккупированной нацистами Европе – нормально и понятно. Холокост не должен повториться. Но в этом стремлении неоконы далеко преступили черту здравого смысла и человечности, развязав «превентивную» войну против страны, не представляющей военной угрозы ни Израилю (единственному государству на Ближнем Востоке, обладающему ядерным оружием), ни тем более США. Лидеры христианского сионизма отличаются от Буша и неоконов тем, что они не верят ни в «божественную миссию Израиля», ни в «гуманную глобальную гегемонию», а просто делают большие деньги. Но их последователи искренне верят в Израиль, и я не уверена, что когда им надоест ожидать «мессию», который «должен обратить всех евреев в христианство», они не начнут обращать их сами – со свойственным им неофитским пылом – библией, огнем и мечем. Ведь если сейчас, по утверждению Дэниела Пайпса [22], «...американские христианские сионисты являются, возможно, самой главной стратегической ценностью Израиля, уступая лишь его вооруженным силам» [23], то что будет, если это оружие в один «прекрасный» момент обернется против самого Израиля и еврейской диаспоры? Когда люди чего-то долго ждут, как христианские сионисты ожидают Апокалипсис, они, в конце концов, не выдерживают и начинают торопить события. В ту кровавую заварушку, которая творится на Ближнем Востоке при участии США, Израиля и его Массада, исламистов, сирийских, палестинских, ливийских и пр. «борцов за свободу», могут включиться еще и новые крестоносцы, горящие желанием исполнения библейских обетований. Я могу лишь повторить за Джерри Фалвеллом: если не вмешательство Всемогущего Бога, то Ближний Восток может стать началом Апокалипсиса, впрочем, как говорят мусульмане, Inshallah! Вера Генисаретская, Вирджиния, США Трилогия Веры Генисаретской "Союз христианского фундаментализма и неоконсерватизма в США" Часть I: Христианский сионизм от Рейгана до наших дней Часть II: Христианский сионизм и фундаментализм |
ПРИМЕЧАНИЯ: [15] Идея Глобальной Гуманной Гегемонии была изложена теоретиками неоконсерватизма Вильямом Кристолом и Робертом Каганом. См. текст их программы в еженедельнике Foreign Affairs. [16] Donald Henry Rumsfeld ( родился в 1932 г.). Министр Обороны США. Один из основателей «Проекта Нового Века Америки» ( Project for the New American Century ), 2000 года, в котором оттачивалась идея вторжения в Ирак. [17] Сейчас Буш отрицает, что он так сказал, хотя и подтверждает, что встречался накануне войны с Робертсоном. — The Associated Press, October 21, 2004 [18] Мусульманский фундаментализм – это реакция на идеологию и поведение западных стран, прежде всего США и Израиля, в отношении Исламской религии и арабов. Это хорошо показано в недавно вышедшей книге Imperis Hubris, написанной сотрудником ЦРУ и специалистом по мусульманскому терроризму. Главная идея книги состоит в опровержении официальной пропаганды, заключающейся в том, что мусульманские террористы атакуют США потому, что им не нравится образ мыслей, религия и стиль жизни американцев. По мысли автора, «мусульмане атакуют нас за то, что мы им делаем, не за то, какие мы». — Imperial Hubris. Why the West Is Losing the War on Terror. –Anonymous. 2004. [19] Patrick Joseph Buchanan (родился в 1938 г.) Республиканец, известный тележурналист и политический комментатор, в 2000 баллотировался в президенты США от Партии Реформистов. Был «спичрайтером» у Ричарда Никсона и Джералда Форда. Работал в Администрации Рональда Рейгана. Часто печатается в журнале «Американский Консерватор» ( The American Conservative . Автор несколько книг, в которых выражает свои политические и религиозные взгляды. См. его статью Whose War? A neoconservative clique seeks to ensnare our country in a series of wars that are not in America’s interest (The American Conservative March 24, 2003)[20] Paul Craig Roberts. Известный журналист, традиционный республиканец, бывший редактор the Wall Street Journal, лауреат нескольких престижных премий за журнализм. В 1993 году Forbes Media Guide назвал его имя первым среди семи самых выдающихся журналистов в США. Автор книг по политике и экономике. Его последняя книга «Тирания Благих Намерений» (The Tyranny of Good Intentions) была издана в 2003 году издательством Prima Publishers. См. его статью Israeli Hubris [21] Об этом в прошлом году сообщила британская газета «Гардиан»: Iraq's forgotten exiles seek redress. Joel Millman reports on the movement to restore Iraq's Jewry to its former glory – Guardian, July 5, 2003. Кстати, не потому ли Ариель Шарон неожиданно изменил своему курсу на захват палестинских территорий и устроения там незаконных поселений и пробил сквозь Кнессет закон об освобождении поселенцами присвоенных ими земель? Зачем ему связываться с маленькими клочками земли («мы еще успеем с ними разобраться») и раздражать мировую общественность, если впереди перспективы возвращения древней Месопотамии? В Ираке в относительно недавние времена — до образования Израиля — существовала огромная еврейская диаспора, но в 1950 году почти все евреи были заклеймены как «сионисты» и высланы из страны. Успокоить палестинцев и мир и, пока американцы расправляются с Ираком, закрепиться там de jure, — вот, в чем, думаю, состоит причина неожиданного «смягчения» Шарона. [22] Daniel Pipes. Глава организации «Форум Ближнего Востока» ( Middle East Forum ), основанной в 1990 году для «утверждения интересов США на Ближнем Востоке» и тесно сотрудничающей с Израилем и Турцией. Очень сильно настроен против арабов. Вопреки воле большинства членов Конгресса был назначен Бушем на должность Председателя конгрессионального агентства «Институт Мира Соединенных Штатов» (United States Institute of Peace), призванного заниматься предотвращением и разрешением международных конфликтов. Постоянный автор публикаций в газетах New York Sun и The Jerusalem Post. [23] Daniel Pipes. Christian Zionism: Israel's Best Weapon. — New York Post July 15, 2003 – см. в русском переводе
|