«Зов Апокалипсиса»

Главное различие между Бушем и неоконами в том, что, несмотря на то, что Буш – типичный плутократ, похоже, что он искренне верит в свою «миссию» по осуществлению «Божьего промысла».

«Зов Апокалипсиса»

Вера Генисаретская , США

«... бывают люди, в руках которых Библия опаснее, чем... чем бутылка виски в руках твоего отца»
  Харпер Ли, "Убить пересмешника"

  Уникальность администрации Джорджа Буша состоит в том, что она являет собой идеологический коктейль, смешанный из неоконсерваторов, чья идеология восходит к Троцкому с его воинствующим атеизмом, и христианских фундаменталистов.

  В кабинете Буша не просто проводятся встречи с фундаменталистами, как то было при Рейгане, но его членами являются религиозный фанатик, генеральный прокурор США Джон Эшкрофт (тот самый, который распорядился частично прикрыть полуобнаженные статуи Правосудия и Справедливости в здании Верховного Суда и санкционировал пытки заключенных в Гуантанамо Бэй, Абу Гаиб, других тюрьмах) и заместитель министра обороны, штраусеанец и бывший троцкист, так и оставшийся троцкистом Пол Вулфовиц.

  Однако, такое сочетание «противоположностей» может показаться странным лишь на первый взгляд.

  Эшкрофтa (John Ashcroft) сейчас собираются заменить другим "святошей" – другом Буша еще по Техасу Алберто Гонзалесом (Alberto Gonzales), который в одном из своих «мемо» ясно обозначил, что Женевская конвенция не должна приниматься во внимание при обращении с «террористами». [1]

[1] "Его острый интеллект и правильные суждения сформировали нашу политику в войне с террором", - заявил президент.
"Дайте мне возможность доказать себя – это девиз многих членов моей общины, – сказал Гонзалес...
Альберто Гонзалес стал первым в истории США представителем испаноязычных меньшинств, занявшим пост министра юстиции. На этой должности он сменил Джона Эшкрофта, занимавшего ее в течение послдених четырех лет.

  В статье, посвященной американскому неоконсерватизму, я писала о Лео Штраусе, чьи идеи заложили основы неоконовской идеологии. Кроме концепций «благородной лжи», «элиты и толпы» и др. ученики Штрауса адаптировали еще одну концепцию, о которой я не упомянула.

  Вслед за Марксом, Штраус считал, что религия — это «опиум народа». Правда, в отличие от Маркса, Штраус верил, что народу опиум необходим. Он учил, что религия нужна для того, чтобы обеспечить мораль и стабильность общества [2]. И, конечно, критерии этих «морали и стабильности» должны задаваться «элитой».

  Использование религии в политических целях в годы президентства Буша стало нормой. Канадский профессор-социолог, автор недавно вышедшей книги «Террор и цивилизация: христианство, политика и западная ментальность» [3] Шадиа Друри (Shadia B. Drury) проводит параллель между неоконами-штраусеанцами и великим инквизитором Достоевского. По мысли автора, неоконы, прежде всего такие ученики Штрауса, как Абрам Шульский [4], Вильям Кристол [5] и Пол Вулфовиц [6], воплощают в жизнь идеи «великого инквизитора», структурируя институты власти в парадигмах «чуда, тайны и авторитета» [7].

[2] Leo Strauss, "Philosophy And Law: Essays Toward the Understanding of Maimonides and His Predecessors", Fred Baumann, trans. (New York: Jewish Publication Society, 1987)

[3] Shadia B. Drury, "Terror and Civilization: Christianity, Politics, and the Western Psyche" (Palgrave MacMillan, 2004).

[4] Abram Shulsky. директор отдела специального планирования (Office of Special Plans), созданного министром обороны Доналдом Рамсфилдом (Donald Rumsfeld)

[5] William Kristol, неоконовский гуру, редактор журнала "Weekly Standard" и председатель организации «Проект нового американского века» («Project for the New American Century»)

[6] Paul Wolfowitz, Заместитель министра обороны и помощник вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney)

[7] Shadia B. Drury, "Leo Strauss and the Grand Inquisitor" — Free Inquiry, Volume 24, Number 4

  Сам Буш может именоваться «неоконом» лишь постольку, поскольку он осуществляет политику, задаваемую его неоконсервативным кабинетом. Я полагаю, что он обычный христианский фуналист-неофит, недалекий и, по свидетельству знающих его людей, очень мало чем интересующийся человек [8].

  Обратившись «к Богу» в возрасте 40 лет после многолетнего пьянства, он уверовал в то, что стал «вновь рожденным христианином» (Born Again Christian) [9]. С тех пор он неустанно говорит о своем «преображении»:
«Мой любимый философ – это Христос... Христос изменил мое сердце... когда человек обращает свое сердце и свою жизнь к Христу, когда он принимает Христа как Спасителя, это меняет его сердце, меняет его жизнь».

[8] Not-So-Curious George. — Capital Times (Editorial), July 19, 2004; Gavin Hewitt. The Accidental President. – BBC News, 28 January, 2001

[9]Born-Again Christian - Сравнительно новое фундаменталистское течение протестантизма, основанное на переводе слов из Евангелия от Иоанна как «родиться вновь», а не «родиться свыше». «Рожденные вновь» христиане верят, что они обрели божественное прозрение, «родились вновь» и находятся в непосредственном контакте с Богом. Так верит Джордж Буш, «возвращенный» в христианство Билли Грэмом. «Вновь рожденными» также называет себя генеральный прокурор Верховного суда США Джон Ашкрофт ( John Ashcroft ). Согласно последнему опросу Галлупа (Gallup poll), 41% американцев считают себя «вновь-рожденными христианами». Однако, далеко не все «вновь рожденные христиане» являются фундаменталистами.

  «Вновь рожденные христиане» верят, что «приняв в свое сердце Христа», т.е. соизволив принять Его, они «родились вновь» и потому уже «спасены». Они уже «спасены», следовательно, все, что они делают, является выполнением «воли Божией». Следовательно, все, кто с ними не согласны — «враги»: «Кто не с нами – тот против нас», — сказал Буш. Евгений Шифферс называл эту болезнь «пьедестализмом».

  Свое решение баллотироваться в президенты Буш объясняет как осознание «божественной миссии», которое, по его признанию, пришло к нему в 1999 году во время проповеди Марка Крэга (Mark Craig) в Далласе. Крэг рассказывал о сомнениях Моисея, которому Бог явил Свою волю возглавить плененный израильский народ. Именно тогда Буш решил, что Бог хочет, чтобы он стал президентом Соединенных Штатов, но, в отличие от Моисея, он не сомневался:
«Я чувствую, что Бог хочет, чтобы я баллотировался в президенты США. Я не знаю, как это объяснить... Я понимаю, что мне и моей семье придется нелегко, но Бог хочет, чтобы я на это пошел» [10].

  Бывший «спичрайтер» Буша, один из идеологов неокононов младшего поколения, автор нескольких панегирических книг о Буше Дэвид Фрум (David Frum) [11] признался, что Белый Дом находится «в руках евангелистов». Первое, что Фрум услышал, когда вышел на работу, были слова, обращенные к его новому боссу Майку Герсону (Mike Gerson) [12] : «Что-то мы не видели тебя вчера в классе по изучению Библии» [13]. При том, что Фруму и команде его единомышленников, оказавшихся у власти, наверняка приходится переживать неловкие моменты в связи с повышенным присутствием в Белом доме религиозной риторики, неоконы виртуозно используют склонность президента к «опиуму народа». Они адаптировали эту риторику и подыгрывают Бушу в его мессианских амбициях.

  После украшенной величественными апокалиптическими пассажами речи Буша в Конгрессе 20 сентября 2001 года, ему позвонил автор этой речи Майк Герсон, который сказал: «Мистер президент, когда я смотрел Ваше выступление, я понял, что Вас послал сам Бог» [14].

[10] Andrew Austin. Faith Matters: George Bush and Providence. — http://www.publiceye.org/apocalyptic/bush-2003/austin-providence.html

[11] David Frum ( родился в 1960 г.). Журналист, политолог, бывший «спичрайтер» Буша-Младшего, автор ряда про-бушевских и про-неоконсервативных книг: An End to Evil: How to Win the War on Terror — 2003r; The Right Man: The Surprise Presidency of George W. Bush, 2003; What's Right : The New Conservative Majority and the Remaking of America, 1997

[12] Mike Gerson. Член Исполнительного Кабинета Буша, помощник Президента по составлению речей и политический советник (Assistant to the President for Speechwriting and Policy Advisor). На днях стало известно, что он уступает свой пост сотруднику «Валл Стрит Джорнал» (Wall Street Journal) Вильяму МакГурну (William McGurn)

  [13] David Frum. The Right Man: The Surprise Presidency of George W. Bush, 2003

[14] Andrew Austin. Faith Matters: George Bush and Providence. March 18, 2003. См.: http://www.publiceye.org/apocalyptic/bush-2003/austin-providence.html

  По сути, неоконы ведут себя с Бушем так же, как телеевангелисты ведут себя с их несчастной паствой. Правда, телеевангелисты не верят ни в Бога, ни в Его противоположность и все, что они делают, они делают только ради денег и власти. Многие неоконы тоже не верят в Бога, не верят они и в библейские пророчества о «Божественной миссии Израиля», однако, они верят в возможность «гуманной глобальной гегемонии» (Benevolent Global Hegemony) [15] и успешных перманентных войн с целью установления «дружественных режимов». Но неоконы используют те же методы манипуляции Бушем, что и евангелисты, когда они промывают мозги своей аудитории. Особенно это видно на примере войны с Ираком: главный идеологический довод этой войны состоял в том, что Америка и «коалиция» под водительством Буша вступает в войну со «злом» (evil). А «зло» — это термин не политического, но религиозного жаргона. Кстати, термин «ось Зла» (axis of Evil) был изобретен уже упоминаемым Дэвидом Фрумом.

  Как «вновь рожденный христианин», Буш верит в свою непогрешимость и «миссию свыше». Для неоконов в этой вере есть как плюсы, так и минусы. Плюс – в том, что Буш никогда не признает своих ошибок, посылая народу «мессидж» уверенного в себе политика, который знает, что он делает и твердой рукой ведет страну и весь мир к «светлому будущему». Минус в том, что если Бушу что-то «втемяшивается» в голову, то выбить это из него очень трудно. Такая ситуация сложилась сейчас, когда неоконы требуют отставки своего соратника министра обороны Дона Рамсфилда (Don Rumsfeld) [16]. Война идет на так, как «надо», требуются «козлы отпущения», к тому же Рамсфилд действительно «не тянет». Но президент твердо заявляет, что Рамсфилд останется на своем посту: ведь Буш делает все «по воле Бога», в том числе назначает членов своего кабинета.

  Как христианский фундаменталист, находящийся под влиянием евангелистов, Буш верит в доктрины христианского сионизма, ненавидит ислам и является самым дружественным к Израилю президентом за всю историю существования США. «Я вижу подъем ислама как попытку разрушить Израиль... Я вижу это как осуществление плана сатаны, который хочет предотвратить возвращение Господа Иисуса», — вещает Пат Робертсон, и подобные идеи должны находить отклик во «вновь рожденном» сердце Буша. Интересно, что накануне вторжения в Ирак он встретился с Патом Робертсоном. Правда, когда Робертсон предложил ему «подготовить американцев к военным потерям», Буш заявил, что потерь никаких не будет – Буш ежедневно «общается с Богом» и ему виднее, чем даже Робертсону [17].

  Если бы можно было не вводить войска в Афганистан, где окопался Усама Бин Ладен, устроивший теракты 11 сентября, а сразу послать их все в Ирак, неоконы бы так и сделали. Они уже давно старались убедить политиков и народ, что режим Саддама необходимо свергнуть, повторяя ложь об оружии массового уничтожения и о связях Саддама с исламскими террористами. Но не ударить по Афганистану было нельзя – американцы, потрясенные случившимся 11 сентября, не поняли бы, а рефлектировать по поводу политики своих секулярных и религиозных лидеров, спровоцировавших трагедию [18], они не привыкли. Правда, в Афганистан было послано менее 20 тысяч человек, и они в основном дислоцированы в районе Кабула — все прочие регионы страны находятся под контролем талибов, моджахедов и других военных князьков, и американские войска редко отваживаются там появляться. Но зато в Ирак США сразу направили 150 000-й контингент, надеясь быстро покончить с Саддамом и установить в стране благоприятный для Израиля режим. То, что именно последнее было основным мотивом войны в Ираке, признают даже такие традиционные республиканцы правого крыла, как Пат Бьюкенен [19] и Пол Робертс [20].

  Война в Ираке идет не так, как неоконам рисовалось в их воображении, но они пока еще верят, что им удастся победить. Они настолько не сомневаются в победе, что уже начали санкционировать продажу недвижимости в Ираке гражданам Израиля [21]. Потом будут Иран, Сирия, Ливан, Иордания и так далее, но я не хочу спекулировать на это тему, так как надеюсь, что ничего из этих троцкистских грез не выйдет.

  Главное различие между Бушем и неоконами состоит в том, что, несмотря на то, что Буш – типичный плутократ, похоже, что он искренне верит в свою «миссию» по осуществлению «Божьего промысла». Неоконы являются типичными революционными идеалистами, в своем стремлении переделать мир дошедшими до предельного цинизма, когда «цель – это все, средства – ничто». Как и большевики, они хотят переделать мир в соответствии со своей моделью. Как люди, в большинстве своем являющиеся этническими евреями, они глубоко ранены трагедией еврейского народа, случившейся во время Второй мировой войны. Стремление иметь хорошо защищенное, процветающее еврейское государство, с гражданами которого никогда не может случиться того, что случилось с евреями в оккупированной нацистами Европе – нормально и понятно. Холокост не должен повториться. Но в этом стремлении неоконы далеко преступили черту здравого смысла и человечности, развязав «превентивную» войну против страны, не представляющей военной угрозы ни Израилю (единственному государству на Ближнем Востоке, обладающему ядерным оружием), ни тем более США.

  Лидеры христианского сионизма отличаются от Буша и неоконов тем, что они не верят ни в «божественную миссию Израиля», ни в «гуманную глобальную гегемонию», а просто делают большие деньги. Но их последователи искренне верят в Израиль, и я не уверена, что когда им надоест ожидать «мессию», который «должен обратить всех евреев в христианство», они не начнут обращать их сами – со свойственным им неофитским пылом – библией, огнем и мечем.

  Ведь если сейчас, по утверждению Дэниела Пайпса [22], «...американские христианские сионисты являются, возможно, самой главной стратегической ценностью Израиля, уступая лишь его вооруженным силам» [23], то что будет, если это оружие в один «прекрасный» момент обернется против самого Израиля и еврейской диаспоры? Когда люди чего-то долго ждут, как христианские сионисты ожидают Апокалипсис, они, в конце концов, не выдерживают и начинают торопить события.

  В ту кровавую заварушку, которая творится на Ближнем Востоке при участии США, Израиля и его Массада, исламистов, сирийских, палестинских, ливийских и пр. «борцов за свободу», могут включиться еще и новые крестоносцы, горящие желанием исполнения библейских обетований. Я могу лишь повторить за Джерри Фалвеллом: если не вмешательство Всемогущего Бога, то Ближний Восток может стать началом Апокалипсиса, впрочем, как говорят мусульмане, Inshallah!

Вера Генисаретская, Вирджиния, США
24 января 2005 г.


Трилогия Веры Генисаретской "Союз христианского фундаментализма и неоконсерватизма в США"

Часть I: Христианский сионизм от Рейгана до наших дней

Часть II: Христианский сионизм и фундаментализм



ПРИМЕЧАНИЯ:

[15] Идея Глобальной Гуманной Гегемонии была изложена теоретиками неоконсерватизма Вильямом Кристолом и Робертом Каганом. См. текст их программы в еженедельнике Foreign Affairs.

[16] Donald Henry Rumsfeld ( родился в 1932 г.). Министр Обороны США. Один из основателей «Проекта Нового Века Америки» ( Project for the New American Century ), 2000 года, в котором оттачивалась идея вторжения в Ирак.

[17] Сейчас Буш отрицает, что он так сказал, хотя и подтверждает, что встречался накануне войны с Робертсоном. — The Associated Press, October 21, 2004

[18] Мусульманский фундаментализм – это реакция на идеологию и поведение западных стран, прежде всего США и Израиля, в отношении Исламской религии и арабов. Это хорошо показано в недавно вышедшей книге Imperis Hubris, написанной сотрудником ЦРУ и специалистом по мусульманскому терроризму. Главная идея книги состоит в опровержении официальной пропаганды, заключающейся в том, что мусульманские террористы атакуют США потому, что им не нравится образ мыслей, религия и стиль жизни американцев. По мысли автора, «мусульмане атакуют нас за то, что мы им делаем, не за то, какие мы». — Imperial Hubris. Why the West Is Losing the War on Terror. –Anonymous. 2004.

[19] Patrick Joseph Buchanan (родился в 1938 г.) Республиканец, известный тележурналист и политический комментатор, в 2000 баллотировался в президенты США от Партии Реформистов. Был «спичрайтером» у Ричарда Никсона и Джералда Форда. Работал в Администрации Рональда Рейгана. Часто печатается в журнале «Американский Консерватор» ( The American Conservative . Автор несколько книг, в которых выражает свои политические и религиозные взгляды. См. его статью Whose War? A neoconservative clique seeks to ensnare our country in a series of wars that are not in America’s interest (The American Conservative March 24, 2003)[20] Paul Craig Roberts. Известный журналист, традиционный республиканец, бывший редактор the Wall Street Journal, лауреат нескольких престижных премий за журнализм. В 1993 году Forbes Media Guide назвал его имя первым среди семи самых выдающихся журналистов в США. Автор книг по политике и экономике. Его последняя книга «Тирания Благих Намерений» (The Tyranny of Good Intentions) была издана в 2003 году издательством Prima Publishers. См. его статью Israeli Hubris

[21] Об этом в прошлом году сообщила британская газета «Гардиан»: Iraq's forgotten exiles seek redress. Joel Millman reports on the movement to restore Iraq's Jewry to its former glory – Guardian, July 5, 2003.

Кстати, не потому ли Ариель Шарон неожиданно изменил своему курсу на захват палестинских территорий и устроения там незаконных поселений и пробил сквозь Кнессет закон об освобождении поселенцами присвоенных ими земель? Зачем ему связываться с маленькими клочками земли («мы еще успеем с ними разобраться») и раздражать мировую общественность, если впереди перспективы возвращения древней Месопотамии? В Ираке в относительно недавние времена — до образования Израиля — существовала огромная еврейская диаспора, но в 1950 году почти все евреи были заклеймены как «сионисты» и высланы из страны. Успокоить палестинцев и мир и, пока американцы расправляются с Ираком, закрепиться там de jure, — вот, в чем, думаю, состоит причина неожиданного «смягчения» Шарона.

[22] Daniel Pipes. Глава организации «Форум Ближнего Востока» ( Middle East Forum ), основанной в 1990 году для «утверждения интересов США на Ближнем Востоке» и тесно сотрудничающей с Израилем и Турцией. Очень сильно настроен против арабов. Вопреки воле большинства членов Конгресса был назначен Бушем на должность Председателя конгрессионального агентства «Институт Мира Соединенных Штатов» (United States Institute of Peace), призванного заниматься предотвращением и разрешением международных конфликтов. Постоянный автор публикаций в газетах New York Sun и The Jerusalem Post.

[23] Daniel Pipes. Christian Zionism: Israel's Best Weapon. — New York Post July 15, 2003 – см. в русском переводе

"НЕОФИТ"



Hosted by uCoz