Храм «семи Языков» |
Еще несколько лет назад я думал, что самым большим храмом в Нью-Йорке является собор Святого Патрика, который находится на Пятой авеню рядом с Рокфеллер-центром. Однако в мою душу закрались сомнения, когда однажды, осенним днем я шел по Вест 111-й улице от Риверсайд-парка в сторону Амстердам авеню в Манхеттене (Morningside Heights. Здесь же находятся Объединенная теологическая семинария "Union Theological Seminary" и Иудейская теологическая семинария "Jewish Theological Seminary"). Еще издали я заметил, что улица упирается в здание храма, по мере приближения к которому я все более убеждался в том, что вижу нечто необычное. Его серая громада нависала над улицей, как огромная каменная скала. Невероятных размеров круглое окно в виде розетки располагалось над стрельчатой аркой, боковые стены которой были украшены скульптурными изображениями святых. В храм вели гигантские двойные литые бронзовые двери. Посмотреть фотографию вы можете здесь. |
Я не удержался и, поднявшись по широкой лестнице ко входу, зашел в собор, который, как явствовало из надписи на щите, стоявшем на краю расположенного рядом небольшого парка, назывался "The Cathedral of Saint John the Divine" (Собор Св. Иоанна (Джона) Богослова. Иоанн Богослов - апостол, евангелист, автор Апокалипсиса. примечание "Неофит.ру"). Внутренние размеры храма меня просто потрясли. Вокруг царил полумрак, горели редкие светильники, да лилися слабый свет сквозь многочисленные цветные витражи, расположенные высоко под потолком. С тех пор я много раз бывал в этом соборе, в боковых приделах которого часто проводятся различные художественные выставки и даются музыкальные концерты. Благо, здесь установлен замечательный орган. В самом конце XIX века в американском обществе появилась идея построить храм, где могли бы молиться представители всех народов мира. Это и неудивительно, ведь последняя треть позапрошлого века ознаменовалась массовой иммиграцией в Соединенные Штаты людей со всего света. Как раз в те годы появилось знаменитое выражение, что Америка является мировым «плавильным котлом». А главным местом, где осуществлялась эта «плавка», был Нью-Йорк, потому что большинство иммигрантов прибывало в США через эти восточные ворота. Казалось вполне естественным построить храм, в котором мог отыскать для себя уголок «всяк сущий в ней язык», именно в Нью-Йорке. |
В 1888 году был объявлен конкурс на проект нового здания для богослужения. Победителем была признана фирма «Heins & Lafarge», которая представила проект храма в византийском стиле. Его центральная часть должна была быть увенчана конической, островерхой башней. За год до этого на холмах в районе Morningside Heights в Манхэттене было приобретено 13 акров пустовавших тогда лесистых земель для новостройки. 27 декабря 1892 года епископ Поттер заложил первый камень в фундамент нового храма - и его возведение началось. Однако в 1907 году один из хозяев фирмы «Heins & Lafarge», Джордж Льюис Хейнс, умер, и фирма фактически перестала существовать. Для продолжения строительства был найден другой подрядчик, и архитектору из Бостона Ралфу Крэму было поручено продолжить стройку. Крэм был приверженцем готического стиля в архитектуре, поэтому используя то, что уже было построено, стал внедрять элементы готики в планировку храма, что в конечном счете и определило его облик. Так, например, своды хоров были реконструированы в готическом стиле. Строительство продолжалось несмотря на начавшуюся Первую мировую войну и последовавшую затем Великую депрессию. Почти через пятьдесят лет от начала строительства собора был открыт его неф - основной элемент пространства базилики, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с двух сторон высокими колоннами. Уже к тому времени собор являлся самым большим готическим зданием в мире. Его длина превышала 183 метра, а потолки нефа вознеслись на высоту почти в 38 метров. Под центральным куполом собора могла легко уместиться Статуя Свободы, высота которой без пьедестала составляет сорок шесть с половиной метров. Итак, главное помещение собора было открыто в 1941 году, и это событие произошло за неделю до того, как был подвергнут бомбардировке Перл Харбор. После этого в течение почти сорока лет никакие строительные работы в соборе не велись, и лишь в 1979 году там начали обучать молодежь и безработных из близлежащих районов профессиям каменщиков и каменотесов. Этого оказалось более чем достаточно, чтобы десятилетиями поддерживать занятость рабочих: строительство собора не завершено по сей день и его окончание не предвидится в ближайшие 75 – 100 лет. В этом нет ничего особенного, ведь некоторые соборы в Европе строились по нескольку веков. Но то, что уже построено, вызывает безусловное уважение к творческому гению человека. Собор украшен замечательными цветными витражами, причем далеко не все они посвящены религиозной тематике. Здесь приветствуется духовная важность всех проявлений человеческой культуры, начиная от образования, медицины и экологии и кончая гражданскими правами и спортом. Например, на некоторых витражах изображены сцены игры в американский и европейский футбол, в бейсбол. Есть выложенные из цветного стекла картины, посвященные истории Соединенных Штатов Америки и их вооруженным силам. Интересен «Уголок поэтов», посвященный американской литературе. Там на каменных плитах выбиты имена самых знаменитых американских поэтов и писателей: Вашингтона Ирвинга, Марка Твена, Уолта Уитмена, Ралфа Эмерсона, Эдгара По, Уильяма Брайанта, Генри Лонгфелло, Германа Мелвила, Гертруды Стейн и многих других. Многочисленные скульптуры установлены внутри и снаружи храма. Я уже упоминал о том, что вдоль стен под арками входов можно видеть горельефы святых. А главные двери собора заслуживают отдельного описания. Высота их створок - пять с половиной метров, каждая из них весит по 3 тонны. Они были отлиты из бронзы на том же литейном заводе в Париже, где была изготовлена Статуя Свободы. Каждая створка разделена на 14 квадратов, в которых изображены разные сцены из истории человечества. Фактически собор Святого Джона принадлежит Англиканской Епископальной Церкви, которая была создана английским королем Генрихом VIII. Этот непоседливый и любвеобильный монарх долго стремился вырваться из зависимости от Римских Пап, которые не позволяли ему разводиться со своими многочисленными женами. Чтобы избавиться от опеки Рима, он, заручившись поддержкой парламента, объявил себя в 1536 году главой новой Церкви. С самого начала своего появления она заявила о себе как о некоем среднем пути между католицизмом и лютеранством. В настоящее время в мире насчитывается около 70 миллионов англикан. Однако особенностью собора Святого Джона является то, что вокруг главного алтаря и хоров там еще в 1918 году были построены «Часовни Семи Языков». Каждая из часовен посвящена выходцам из разных стран или регионов: Скандинавии, Германии, Англии и Ирландии, стран Востока и Африки, Франции, Италии и Испании. Последний раз я был в соборе в один из воскресных июньских дней. Я зашел туда, когда заканчивалось богослужение, сопровождавшееся прекрасной органной музыкой. Брало за душу. Священники в белых одеждах с золотистой лентой через плечо шли между рядами прихожан, среди которых было много афроамериканцев. B 1990 году в Англиканской Церкви решением ее синода было введено женское священство. И я видел черную женщину-священника, к которой подходили за благословением. Внутри собора проводятся часовые экскурсионные туры. Я же, когда молящиеся разошлись, отправился в самостоятельный обход храма. В эти дни вплоть до 28 августа там проводится выставка портретов апостолов, написанных шведским художником Михелем Остлундом. Портреты апостолов – это его интепретация их личностей, основанная на литературных данных и собственной фантазии. Остлунд стремится показать в своих работах различные человеческие характеры. Ведь среди апостолов были разные люди - сомневающиеся, ищущие, исполненные бунтарского духа и беззаветно верующие. Продолжение этой выставки находится в Felissimo Design House, расположенном нa 10 Вест 56-я улица. Там можно увидеть, сделанные Остлундом церковные облачения с портретами апостолов, эскизы, стеклянные тарелки и художественные альбомы. Мое внимание в храме привлекла также бронзовая Менора, созданная в 1999 году скульптором Аароном Бецалелем в память о миллионах жизней, уничтоженных в годы Холокоста. Она была принесена в дар собору от Центра межрелигиозного взаимопонимания и открыта 8 мая 2005 года, в день шестидесятилетия победы над германским фашизмом. В соборе есть еще немало других скульптурных произведений, часть из которых создана в современном модернистском стиле. После довольно долгого хождения под сумрачными сводами собора я вышел на улицу и заглянул в парк, примыкающий к храму со стороны Morningside avenue. И был поражен снова. На этот раз меня удивила скульптурная группа, подобной которой я не видел нигде в Нью-Йорке. Это был фонтан Мира, открытый в 1985 году. Его создал скульптор Грег Вайатт по заказу епископальной епархии при соборе Святого Джона, которая спонсировала создание этого фонтана в честь своего 200-летия. Он посвящен детям земли. Двенадцатиметровая бронзовая композиция, весящая шестнадцать тонн, представляет собой аллегорическое изображение борьбы Добра с силами Зла. Больше всего меня поразила экспрессия этого произведения, его прямо-таки сюрреалистическая сила. В скульптурной группе доминирует крылатая фигура архангела Михаила, символизирующего силы Добра. Мы видим главного героя в конце сражения с уже расчлененным, скрученным и обезглавленным Сатаной. Используя фигуративные образы, основанные на религиозном и светском понимании мира, а также комплекс библейских и научных символов, причудливо переплетенных друг с другом, скульптор убежденно внушает зрителям мысль о том, что с победой Добра над Злом на Земле воцарится Мир. Примером этому служит у него лев, лежащий рядом с ягненком. Улыбающееся Солнце и сонная Луна, смотрящие в разные стороны, говорят нам о естественном ритме жизни, ежесуточной смене дня и ночи. Поднимающаяся кверху со дна бассейна двойная спираль символизирует ДНК – основу всего живого на земле. В довершение этого четыре факела Свободы окружают пьедестал, по краям которого распластался гигантский краб, напоминающий о происхождении жизни из водной стихии. Вдоль кругового бортика, ограничивающего бассейн фонтана, установлено множество маленьких бронзовых фигурок. Эта постоянная экспозиция создана из работ детей - от дошкольного возраста и до выпускников школ. Двенадцать лучших работ отбираются на ежегодных конкурсах специальной комиссией, отливаются в бронзе и устанавливаются в этом «Парке детских скульптур». Замечательная, по-моему, идея. | |
|
Вокруг Центрального Парка