«СИМВОЛ ЭПОХИ» | |||||
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! газета "ПРАВДА", №20 (7705), 20 ЯНВАРЯ 1939г. Скульптор С.МЕРКУРОВ Студенческие годы. Цюрих. Доклад Владимира Ильича - глубокий, темпераментный, простой и убедительный. |
С первых дней революции явилась у меня мысль сделать бюст Ильича с натуры. На мои неоднократные обращения с этим вопросом Надежда Константиновна отвечала: Приступая после смерти В.И. Ленина к созданию его образа, я знал, какую почетную, ответственнейшую, трудную задачу я возлагаю на себя. В моем распоряжении были: мои личные воспоминания и впечатления, снятая мною маска, бесчисленные фотографии, немногочисленные кинопленки и рассказы современников. Начал я с работы над экспериментальным бюстом: я решил дать точную, протокольную копию головы Владимира Ильича и постарался, насколько это возможно, не вносить своей интерпретации натуры. По моей мысли (правильность ее подтвердилась позднее), этот бюст должен был заменить в дальнейшем, если не полностью, то частично, - отсутствующую натуру. Вооруженный этим бюстом, маской и другими материалами, я начал работу по созданию образа Ильича. |
В это время страна начала требовать бюсты Ленина и памятники. Нельзя было запереться в мастерской и оставаться глухим к этому требованию. Приходилось некоторые из бюстов (частично экспериментальные), а также эскизы, статуи, отдавать для распространения. Каждый эскиз, каждый бюст, каждая фигура вносили какой-нибудь новый элемент, новую черту в создание образа, приходилось отбрасывать лишние детали, подчеркивать характерное, чтобы постепенно подойти к синтетическому образу. Этому помогла не только работа в мастерской, не только работа в разнообразном материале (гипс, мрамор, бронза, гранит), но и коллективное творчество народа, которое показывает нам, художникам, каким народ хочет видеть образ своего вождя. И вот что характерно: образ Ленина никем не мыслился, как нечто неподвижное. Все представляют себе Ленина, как фигуру волевую, устремленную вперед, в будущее. В соответствии с этим и дан образ Ильича-мыслителя - моя работа в Музее Ленина. |
Часть работ, начиная с маски, первого бюста, группы "Смерть вождя", представлена в Музее Ленина. Это вехи в моем творчестве. Из взаимодействия двух начал: работа художника и коллективное творчество народа, постепенно создавался образ вождя: символ эпохи. В течение долгих лет, с 1924 года, идет по этому пути работа у меня в мастерской. Каждая следующая новая большая работа суммирует все предшествующие искания. Конечно, материал, из которого сделана статуя, диктует формы образа. Создание колоссальной статуи Ленина (32 метра над уровнем Московского моря, - канал Волга-Москва), рядом с такой же статуей Сталина, поставило передо мной сложную задачу. Из громадных тысячепудовых глыб (всего около двадцати поездов гранита, а глыба, из которой высечена голова, весила около шестидесяти тонн) нужно было в простых, лаконичных, четких формах дать образ вождя-трибуна. Образ, где отсутствуют детали и оставлено только характерное, главное. Формы, в которых выявляются свойства гранита - простота, сила, четкость, вечность. Так, работая в течение долгих лет, иногда терпя поражения, неудачи, впадая в ошибки, я подошел к кульминационной точке моей деятельности, к стометровой фигуре Владимира Ильича на Дворце Советов. В последней моей работе мне очень помогли гранитные статуи Ильича в Кремле и две статуи Владимира Ильича из полированного гранита, которые нужно было сделать срочно и отправить на Нью-Йоркскую выставку. Когда пишутся эти строки, пароход со статуями пересекает Атлантический океан. На конкурсе назначенном правительством в 1937 году, из 25 представленных проектов статуи Владимира Ильича был утвержден мой. Я исходил точно из указания партии и правительства: "Здание Дворца Советов должно служить постаментом для статуи Ленина". Здесь говорится о том, что здание должно быть не увенчано, а служить ей постаментом. Поэтому задание авторов-архитекторов, предусматривавшее величину статуи в 75 метров, сбило многих скульпторов с толку: статуя такого размера не звучала бы, не была бы убедительной. Я взял под сомнение эту величину, и дальнейшая работа моя и моей бригады велась над разрешением проблемы величины. Мы пришли к выводу, что данной архитектурной высоте и об'ему соответствует статуя в 100 метров высотой. Эскиз, сделанный в этом масштабе и поставленный на модель Дворца Советов, зазвучал. А образ вождя, сложившийся уже в представлении народа к этому времени, помог нам в разрешении вопроса о самой структуре и позе фигуры. Получился образ вождя - символ эпохи, - образ простой, устремленный к светлому будущему освобожденного человечества. Сама величина статуи в 100 метров (голова - 14 метров, т.е. примерно - пятиэтажный дом, размер пальца - 6,2 метра) диктует простые архитектурные формы, связанные с архитектурным комплексом Дворца Советов. Работы совместно с бригадой моих сотрудников И.С.Ледневым, И.М.Поповым, Д.И.Никитиным и др. идут успешно, и я уверен, что мы с честью выполним задание партии и правительства. В этой работе мы не одни, нам помогает вся страна. |
Эта работа над образами, рожденными советской революционной действительностью, является поистине общим, коллективным трудом всего нашего актерского поколения. Без этой огромной работы не могла бы возникнуть и самая мысль о создании образа Ленина, ибо образ Ленина - это обобщение и синтез положительного героя-вождя. Когда мне поручили в пьесе А. Корнейчука "Правда" (а затем и в кино) роль В.И. Ленина, я был поражен смелостью этого предложения. Мне казалось, что все против меня: и мои внешние данные, и срок выпуска постановки, и "эскизность" текста роли, и выжидательное молчание окружающих. По совести говоря, вначале я думал только об одном - художественном такте и скромности в этой работе. Любовь народа к Ленину беспредельна и неугасима. Советский зритель никогда не простит малейшее отклонение или нечуткость. Ленина я при жизни не видел. Чем может восполнить художник отсутствие непосредственных впечатлений от общения с живым человеком? Я начал с того, что стал читать все, что только смог достать о Ленине. Я читал биографии революционеров-большевиков, потому что в них отражается Ленин. Я искал живых свидетелей, мучил их расспросами, подолгу бродил по чудесным залам ленинского музея, смотрел кинохронику кадр за кадром, ловил по пластинкам интонации Ленина, его тембр голоса, изучал его образ в живописи, скульптуре, поэзии. Надо было разобраться, из чего складывается образ Ленина, надо было определить главные черты его. Ленин чутко прислушивался к страданиям, думам и чаяниям народа. Он был ученый и философ, который много времени отдавал работе в библиотеках и кабинете над книгой. Но в то же время он черпал свое конкретное знание жизни из живого общения с трудящимися. Ленин сам требовал "... жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные стремления, потребности, мысли..." (Т.XXVII, стр.153). И сами трудящиеся это отлично чувствовали. Я напал на такое воспоминание о Ленине, в котором очень хорошо об'яснен интерес Владимира Ильича к расспросам. Один крестьянин-сибиряк пишет: "Не меня, конечно, слушал т.Ленин, как какую-то персону, а через меня он слушал, что говорят и думают крестьяне во всей массе". Характерно и умение Ленина слушать. У Клары Цеткин мы находим такую фразу: "... Я не знаю никого, кто умел бы лучше слушать, чем он". Без этих знаменитых ленинских расспросов не обойтись ни одному драматургу, ни одному актеру. В них выражена ленинская вера в массы. Эта черта мне представляется особенно существенной в образе. Мне кажется, что нет лучшего описания образа Ленина, чем в речи товарища Сталина на вечере кремлевских курсантов: Вера в массы и живая связь с массами - это первая черта, первая особенность образа, которую, мне кажется, необходимо понять и ощутить актеру. Меня поразили записки Ленина, написанные им в острые, напряженные политические моменты. Например, текст письма членам ЦК 6 ноября 1917 года о начале восстания. Какая динамика в построении фраз в их ритме, расстановке знаков препинания! Они дают мне даже зрительные ощущения колоссальной динамической устремленности. Вот известная фотография: политэмигранты на улице Стокгольма в 1917 году. Тут большая группа. Но одна фигура выделяется своей стремительностью, своим шагом, поворотом головы, Это, конечно, Ленин. Он рвется в Россию... Передо мной кинокадр из хроники. Ленин в кремлевском кабинете сидит за столом - на колене покоится его рука, сжатая в кулак. Вглядитесь, какая творческая воля видна в этой сжатой руке. И кажется, что он держит в ней все тайны мироздания. Памятно описание, как Ленин руководил заседаниями Совнаркома, когда он умел двоить и троить свое внимание: он слушал внимательно докладчика и одновременно мог писать важную записку, не делая одно за счет другого. Однажды я разложил фотографии Ленина рядом и стал присматриваться к ним. Владимир Ильич выглядит в каждой из них по-разному. Это бывает тогда, когда человек обладает подвижным лицом, живой мимикой... Все эти перечисленные штрихи и детали подсказывали мне другие черты ленинского характера: неукротимая энергия, стремительность, настойчивость и непримиримость. Это был характер, выкованный из энергии, воли и убежденности. Ленина, вероятно, трудно было видеть в состоянии покоя. Я могу себе его представить только в движении, всегда страстным, порывистым, целеустремленным. Я себе сформулировал эту особенность образа Ленина так: Ленин был человек, обладавший общественным темпераментом бойца-революционера. Это - темперамент его образа. Товарищ Сталин говорил: "Ленин был рожден для революции. Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства. Никогда он не чувствовал себя так свободно и радостно, как в эпоху революционных потрясений..." "В дни революционных поворотов он буквально расцветал, становился ясновидцем, предугадывал движение классов и вероятные зигзаги революции, видя их, как на ладони. Недаром говориться в наших партийных кругах, что "Ильич умеет плавать в волнах революции как рыба в воде". Вероятно можно по-разному трактовать Ленина в том смысле, что какая-то черта его многогранного образа может преобладать. Например, Ленин-ученый, Ленин-трибун и т.д. Доминирующей чертой образа в тех ситуациях, которые мне пришлось воплощать, должно быть его волевое начало: Ленин-вождь. Все действия, все интонации его должны быть четкие и определенные. Все должно быть пронизано инициативой. Мне казалось важным избегнуть двух крайностей. С одной стороны - суетни в действиях и поступках, ни в какой мере не выражающей динамики и воли человека. С другой стороны - "рыхлости", которой не должно быть во внутреннем и внешнем рисунке роли. Тут необходимо большое чувство меры. То, что Ленин умел жить задачами сегодняшнего дня и одновременно заглядывать в будущее и предвидеть его, дало мне ощущение масштаба роли. В пластическом образе Владимира Ильича я пытался добиться максимального сходства. Важно было создать облик таким, каким он живет в сознании масс. Это была кропотливая работа, мозаичная работа. В каждой фотографии удавалось разгадать и найти какую-нибудь новую ценную деталь: в одной - линию рта, в другой - манеру подстригать усы, в третьей - улыбку и прищуренный глаз, в четвертой - складки на жилете, Меня долго мучило, что у Ленина на фотографиях крепкие, крупные руки, а у меня другие. Потом я старался держать все время какой-нибудь предмет в руках, от чего рука казалась крупнее. Зрительный образ врезается в память и наше сознание, пожалуй, сильнее, чем образ литературный. В моем сознании Чапаев, например, живет в образе, созданном Бабочкиным. И я сам себя ловлю на том, что подлинные фотографии Чапаева, кажутся мне непохожими на него. Все это накладывает исключительную ответственность на исполнителей роли Ленина. Эта работа является для нас серьезным художественным и политическим испытанием. Наш зритель горячо и благодарно принимает спектакли и фильмы, где впервые выведен образ В.И. Ленина. Но было бы неправильно думать, что на этом можно успокоиться и считать работу, хотя бы в отдаленной степени завершенной. Проблема создания образа Ленина в искусстве - это дело не одного актера или даже одного театра - это дело поколений. А сейчас можно говорить о первых, чрезвычайно скромных попытках, которые все же нужны, ибо послужат основанием для дальнейшей работы над воплощением образа Ленина в искусстве. Все это только как бы наброски к будущему великому произведению. СТАРЫЕ ГАЗЕТЫ, "ПРАВДА" 20 ЯНВАРЯ 1939г.
|