Эдуард ВОЛОДАРСКИЙ — один из самых знаменитых кинодраматургов Росcии. По его сценариям сняты такие фильмы, как «Проверка на дорогах», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Емельян Пугачев»,
«Торпедоносцы», «Люди в океане», «Мой друг Иван Лапшин», «Троцкий», «Штрафбат», и другие. «Русские бабы еще нарожают»— ЭДУАРД Яковлевич, не так давно по телевидению был показан «Штрафбат», вызвавший неоднозначную реакцию со стороны зрителей. Многие, особенно ветераны, упрекали создателей фильма, в частности вас как автора сценария, в искажении действительности. — Ну, не все ругали фильм. Например, участник Великой Отечественной войны писатель Борис Васильев очень положительно оценил картину. Противники же фильма — это люди типа генерала Варенникова, всю войну просидевшего в штабе. Кстати, однажды он летел из Минеральных Вод и, обнаружив, что забыл там свою фуражку, специально отправил за ней военный самолет. Этот эпизод очень хорошо характеризует человека. Так что лживые мнения людей, воспитанных на том, что войну выиграл гений Сталина, меня не интересуют. Если гений все предвидел, то чего ж немцы под Москвой оказались? Почему они к Волге вышли? Почему страна висела на волоске? Почему столько людей полегло в землю? — Говорят, что штрафников было не так уж и много… — Штрафников немного было? Больше тысячи штрафных батальонов, тысяча семьдесят штрафных рот, то есть более миллиона человек — это немного? Составы штрафных батальонов обновлялись практически полностью каждые три месяца. Если бы в конце картины мы пустили полный список штрафных батальонов и рот, потребовалось бы сорок минут экранного времени. — И все-таки мы победили… — А какой ценой?! Всю первую половину войны благодаря таким, как Варенников, простите за грубость, просрали. А расплачивались жизнями людей. Солдат. Почти 30 миллионов людей угробили, цвет нации, почему так? Как же вы так людьми командовали, уроды, если немцы с 1939 года потеряли вместе с гражданским населением 7 миллионов, а мы за четыре года — 30 миллионов? Вдумываясь в эти цифры, я впадаю в ярость. Да, они — наши полководцы — побеждали, но как? Трупами, мясом… — В одном из интервью вы назвали Жукова «мясником»… — Это не я его так назвал. Так его называли солдаты — на фронте у Жукова была кличка Мясник. Генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях пишет, как он увидел под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат. Выполняя приказ Жукова, они штурмовали город в лоб — под кинжальным огнем немцев. Вид этого поля поразил Эйзенхауэра. Ему стало не по себе, и он спросил Жукова: «На черта вам сдался этот Потсдам? Зачем вы за него столько людей положили? Через пару дней немцы бы сами сдались». В ответ Жуков улыбнулся и сказал: «Ничего, русские бабы еще нарожают». А вот у немцев не было даже такого понятия: штурм. Ни одного города они не брали штурмом! А мы клали тысячи людей за село, за какую-нибудь поганую высоту, которая, как потом оказывалось, никому не нужна. Невольно напрашивается параллель с первой чеченской войной. Когда танки вошли в Грозный, их просто жгли. Немцы никогда не входили в город на танках, потому что любой танкист понимает, что танк в городе беззащитен. Не понимают только наши военачальники. Сколько в Чечне полегло призывников, восемнадцатилетних мальчишек! До сих пор от нас скрывают действительные цифры. Вот так мы и в Отечественную воевали — не считаясь с потерями. Сплошное вранье!— ЧЕРЕЗ несколько месяцев наша страна, да и весь мир, будет отмечать 60-летие Победы. И чем ближе эта дата, тем чаще в западных средствах массовой информации проскакивают фразы, что войну выиграли не советские солдаты, а союзники: англичане с американцами… — Меня это откровенно оскорбляет. Чтобы так говорить, надо не иметь ни стыда ни совести. Если бы Германия обрушила на Америку и Англию всю мощь, какую она обрушила на Советский Союз, она стерла бы их в пыль! Миллионы людей легли в землю, защищая свою Родину. Ведь только 600 тысяч наших солдат погибли при взятии Берлина. 600 тысяч! Можете себе представить? 200 тысяч погибли при взятии Будапешта. Американцы же за время Второй мировой войны потеряли всего 250 тысяч. И вояки они были те еще! В 1944 году, когда русские прекратили из-за холодов наступать на Висле, немцы кое-как собрали три дивизии — из сопляков, 15-летних мальчишек. И эти три дивизии в Арденнах так вмазали американцам, что те покатились как горох по полу, а немцы снова заняли Бельгию, Голландию, что-то еще. Пятнадцатилетние мальчишки их отмутузили! — Эдуард Яковлевич, в последнее время в нашей стране опять стал поднимать голову антисемитизм. Особенно это заметно во властных структурах: Государственной думе, Совете Федерации. Раздаются даже голоса, что евреи непосредственного участия в боях не принимали, а отсиживались на хлебных местах. Как вам, человеку, отец которого погиб на фронте, слышать такое? — Почему это происходит? Посмотрите на наших олигархов: девяносто процентов — евреи. Кстати, в Германии, когда нацисты пришли к власти, было приблизительно то же самое. Евреи — народ предприимчивый, они начали захватывать все сектора экономики, душа тем самым немцев. В результате получилось, что одни евреи проектировали газовые камеры, а другие в них погибали. Гитлер ведь сам был наполовину еврей. А то, что евреи не воевали, — чушь собачья. И даже антисемиты, из тех, что поумнее, это прекрасно понимают. У меня не только отец погиб, но и два дядьки со стороны матери: один — под Белградом, другой — во время Курско-Орловской битвы. Тетка моя была партизанкой, ее контузило, умерла она в нищете. У нас же как? Всё для ветеранов, а на самом деле — вранье одно. Дядька со стороны отца тоже погиб, в самом конце войны. «Не волнуйтесь, я не уехал…»«Проверка на дорогах» — А ВЫ себя евреем ощущаете? Для еврея вы как-то слишком уж выпиваете да и говорите, что думаете. — Ну, евреев очень много пьющих. А вообще, я доверчивый очень, меня на…ть ничего не стоит. Кстати, о евреях. Я писал сценарий к 15-серийному сериалу про Столыпина. Так он два раза вносил в Думу законопроект об отмене черты оседлости. И Дума оба раза его проваливала. Почему? Потому что в боевики шли молодые еврейские ребята, у которых не было шанса сделать карьеру, им просто некуда было идти. А если им дать возможность учиться, работать… Еще Ленин писал: если реформы Столыпина будут проведены в жизнь, о революции в России можно забыть на ближайшие 50 лет… Иногда, во время поддачи, я говорил Володе Высоцкому: давай уедем к чертовой матери! Володя вопрошал: «Ну куда мы поедем? Кому мы там нужны? Здесь плохо, но здесь мы хоть кому-то нужны…» Но должен вам сказать вот что: и я, и Володя выросли в подворотне, он — в Большом Каретном, я — в Замоскворечье, и там различий в национальностях не было. Да и в кинематографе тоже. Можно много евреев-киношников назвать: мой учитель Габрилович, Ромм, Чухрай, Зархи, Марк Донской… Пальцев не хватит, чтобы всех сосчитать… — Вы написали роман «Русская, или Преступление без наказания», посвященный загадочному убийству известной актрисы Зои Федоровой. Как вы думаете, будет когда-нибудь раскрыто это убийство? — Не знаю, будет ли раскрыто убийство, но у меня есть на этот счет своя точка зрения. Я считаю, убил ее никакой не КГБ, на хрен она была им нужна. Имело место банальное ограбление. У Зои была прекрасная коллекция бриллиантов. Ее зять, бывший Викин американский муж, человек, кстати, совсем не богатый, после гибели Федоровой открыл свое дело. Вот вам и ответ. Сейчас Виктор Мережко снимает на эту тему по моему сценарию фильм, который в конце года выйдет на экраны. Обычная чиновничья дурость«Емельян Пугачев» — ВСЯ страна взбудоражена вступившим в силу с 1 января законом о монетизации льгот. Как вы думаете, зачем понадобилось принимать такой, мягко скажем, непопулярный закон накануне 60-летия Победы? — Слово «монетизация» мне не нравится еще со времен Гайдара. Был такой монетарист поганый. А ветеранов войны осталось с гулькин нос. Еще лет пять — и их совсем не останется. Я не знаю, почему закон приняли перед таким праздником. Не думаю, что это чей-то злой умысел, вернее, не хочу так думать. Скорее всего, сработала, как всегда, обычная чиновничья дурость и некомпетентность. Как тут не вспомнить гениальную фразу Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Наверное, действительно хотели как лучше. Было ведь много льгот, неподкрепленных деньгами. Реформу надо было проводить, но проводить по-другому. Например, повысить пенсию в три-четыре раза. И ведь деньги для этого есть, нефтяные деньги. Мы ведь чуть ли не на втором месте по валютному запасу в мире. К сожалению, у нас всегда человек был для государства, а не государство для человека. Так что я не знаю, с какими глазами правительство будет поздравлять народ в мае. — Не так давно прошел скандальный съезд Союза кинематографистов. Представители творческой интеллигенции, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», так поливали друг друга грязью, что люди, далекие от искусства, просто диву давались. В чем причина? — Есть такое страшное чувство — зависть. Откровенная, откровеннейшая зависть. Когда Никита Михалков возглавил Союз кинематографистов, в кассе был ноль. И он взял и положил в банк на депозит свои 100 тысяч долларов. С процентов от этих денег нуждающиеся ветераны кинематографа получают весьма ощутимую прибавку к пенсии. Можете ли вы еще кого-то назвать, кто поступил бы так же? Обычно заработают и прячут, прячут, прячут. А недоброжелатели Михалкова утверждают, что ему лишь бы украсть. Зачем ему красть? Я дружу с Никитой уже много-много лет. Его можно обвинять в чем угодно — в важности, в барских замашках, только не в воровстве. «Свой среди чужих, чужой среди своих» За всеми этими гнусностями стоят бывшие руководители Союза, которых Никита повышибал. Естественно, им хочется реванша. Доходит до маразма: бывший директор Дома кино Юлий Гусман, когда уходил, утащил с собой из сейфа все документы. Михалков спрашивает: надо отчитаться за деньги, выделенные на проведение «Ники». Гусман отвечает: а чего это я буду за них отчитываться? Не буду. Как же так, тебе дали на проведение 100 тысяч долларов, ты потратил 30, где остальные деньги? Ответ: это наше дело. Семья у Гусмана живет в Америке, дети учатся в Америке. На что? На зарплату директора Дома кино? Фильмы он не снимал, ничего не писал. Откуда у него деньги такие? «Такая вот блевотина»— РАЗДАЮТСЯ голоса, что Никита Сергеевич собирается продать Киноцентр, а деньги положить в карман. — Зачем ему это? Он и так далеко не бедный человек. У него есть собственный конный завод, который ему приносит гораздо больше, чем работа в кинематографе. Иногда мы с ним сидим, и он говорит: «Б…, зачем мне все это надо? Уйду к такой-то матери»… Но куда он уйдет? Без него Союз окончательно развалится. А что касается Киноцентра… Когда СССР распался, киноцентры в союзных республиках стали только их собственностью, а московский остался общим. Все председатели союзов кинематографистов союзных республик приезжают сюда с семьями и детьми, им наличными выдается по 30 тысяч долларов в карман, они снимают в лучших московских отелях номера люкс и живут в Москве на доходы от Киноцентра. Это замечательная кормушка! Они говорят, что все это строилось на общие деньги. На какие общие, ядрена вошь! Все строилось на деньги российского Союза кинематографистов. А нам даже нечем помогать пенсионерам, старикам… У российского Союза кинематографистов осталось 36% акций Киноцентра. Поскольку для того, чтобы вернуть Киноцентр, этого количества акций недостаточно, надо их продавать. А деньги — не в карман Михалкову, а на нужды Союза. — Вы слывете человеком чрезвычайно преданным в дружбе. Если кого любите, отдадите последнее… — Что вы имеете в виду? — Однажды вы одолжили приятелю 50 тысяч долларов, а он обанкротился и долг вам не вернул. Было такое? — Да, это действительно было. Но я не такой уж белый и пушистый. — А дом другу на своем участке разве не вы разрешили построить? — Ой, да это вы про Володьку Высоцкого? Я благодаря этой истории так нахлебался… Володя нигде не мог построить дачу, ни в один дачный кооператив его не принимали, потому что жена — Марина Влади — иностранка, а вокруг Москвы все дачные зоны соседствовали с секретными. Рядом с Пахрой, например, находится городок физиков-атомщиков Троицк… Я предложил Володе: ставь свою фазенду на моем участке! Это, в общем-то, было незаконно: второй дом на участке строить запрещено, но я, помню, схитрил: это будет, говорю, мой архив и библиотека. В марте 1980 года строительство закончилось, а в июле Володя умер. После его смерти Марина стала требовать, чтобы я разделил участок. А как? Хозяин участка да и дачи не я, а кооператив. Правление на меня орало: «Исключим из кооператива, ты построил дом для Высоцкого незаконно! Сноси его к чертовой матери!» И тут меня вызывают в Моссовет. Принимает заместитель тогдашнего председателя Промыслова — Шуб. «Попали вы в историю, Эдуард Яковлевич, — говорит. — Была у нас мадам, телегу на вас принесла». Читаю. Ну, чистый донос в духе 37-го года. Что я антисоветчик, пьяница, избиваю жену, аморальный тип, одним словом. Будто Высоцкий давно жил в этом доме и написал там свои лучшие песни. И главное, таким, как я, не место в кооперативе — нужно срочно меня исключить. Такая вот блевотина. «Что делать?» — спрашивает Шуб и показывает еще одну бумагу — за подписью председателя правления кооператива, Героя Социалистического Труда Романа Кармена. В ней открытым текстом говорится, что мой участок НЕДЕЛИМ! Видимо, Марине дали понять, что дело не выгорает. Она психанула — уехала в Париж. А дом покойный отец Высоцкого, Семен Владимирович, имевший дачу в Загорянке, вместе с внуками разобрал — он был бревенчатый — и отсюда перевез туда… О «Проверке на дорогах», писательских детях и порядочности— А ЧТО за конфликт произошел у вас с режиссером Алексеем Германом? — В Германе есть одна хамская черта — совершенно не считаться с людьми, не помнить добра. Я написал два сценария к его фильмам. Один из них — «Проверка на дорогах». Дело было так: Герман позвонил мне и предложил приехать в Ленинград почитать повесть своего отца. Я был без работы и согласился. Приехал в Ленинград, со мною сразу заключили договор, выплатили аванс, который я, недолго думая, прогудел, то есть пропил. А когда меня без сознания грузили в «Стрелу», то в карман запихнули книжку эту проклятую. В Москве я протрезвел, прочитал повесть и пришел в ужас. Какие-то чекисты, шпионы, зондеркоманды… Боже мой, куда я влип! Были б деньги, вернул бы сразу. Тут приехал Герман в Москву, мы встретились, пошли в забегаловку возле Маяковки, там за полтинник наливали 50 грамм коньяку. Зашли, он говорит: «Я не пью». Ну и черт с тобой — я-то пью. Выпил сто грамм и говорю: прочитал твою книжонку — говно полное. У него ни один мускул на лице не дрогнул: «Да, действительно, повесть плохая. Давайте ее переписывать заново». Тут у меня от сердца отлегло. Если заново — это хорошо, тогда я согласен. И за месяц я написал сценарий, в котором от повести его папы ничего не осталось! Ни одного диалога, ни одной сцены… А теперь Герман на всех углах заявляет, что картину создали он и его отец, а меня как бы вообще нет. И хотя в титрах моя фамилия есть, по-человечески обидно: сука ты такая, как же тебе не стыдно так говорить… «Проверка…» пролежала на полке 15 лет, другая картина Германа, снятая по моему сценарию, «Мой друг Иван Лапшин» — 9 лет. У Германа всегда была манера строить из себя обиженного, несчастного, всеми преследуемого художника. А жил-то он припеваючи — даже тогда, когда картины ложились на полку. Он был сыном писателя Юрия Германа, имевшего кличку «ленинградский Шолохов». Не по таланту — по богатству. Сынок, этакий жирный мальчик, приезжал в Москву, гулял в «Метрополе», а расплачивался его отец, водивший связи с сильными мира сего и писавший о доблестной милиции, о Дзержинском и тому подобную дребедень. Я уже говорил, что много лет дружу с Никитой Михалковым, и меня всегда бесило, что Герман при каждом удобном случае шпынял Никиту: писательский-де сынок. А ты чей? Но если Михалков собрал все какие есть в мире кинематографические призы, то у Леши Германа нет ничего! При этом он сам себя превратил в этакую священную корову: все вокруг фашисты, недоноски, бездари, а его трогать нельзя. Полная толерантность к самому себе и такая же нетерпимость ко всем остальным. Нет, я другой породы человек… ОТ РЕДАКЦИИ:Допуская, что некоторые высказывания Эдуарда Яковлевича Володарского могут вызвать у части читателей негативную реакцию, предлагаем им не предавать его и редакцию анафеме, а вступить с драматургом в дискуссию на страницах нашей газеты. Ведь нравится кому-то или нет, каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Это наша принципиальная позиция.
|