«Семейное дело»

Елена Журавлева
«Огонек»
Ошибаются те, кто думает, что гражданский брак зародился в Швеции и прочих «скандинавиях». Его настоящая родина — Россия

  Самый большой удар по институту брака нанесла революция 1917-го. Последствия начатого тогда грандиозного социального эксперимента россияне расхлебывали весь двадцатый век.

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

  Большевики одним махом уничтожили церковный брак — он был упразднен декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года. Впредь юридической силой обладал только брак, зарегистрированный в органах загса, то есть светский. Вот только граждане в тонкости не вникали: мысль Александры Коллонтай о том, что «заняться сексом не сложнее, чем выпить стакан воды», нашла живой отклик в массах. Следствие — колоссальное число детей, рожденных вне брака. Работницы-комсомолки засыпали инстанции жалобами о том, что не в состоянии в одиночку поднимать «детей революции», росла армия беспризорных. Правительство было вынуждено признать, что погорячилось, и 1 марта 1926 года очередной декрет ВЦИК и СНК РСФСР признал фактические, то есть незарегистрированные, браки. Проще говоря, мужчина обязан был платить алименты вне зависимости от того, в каких отношениях состоял с их матерью. Норма сохранялась до 1945 года. «Пожалуй, только живучестью традиций и семейных ценностей в сознании большинства населения, в недавнем прошлом деревенского, можно объяснить, что институт семьи устоял, даже когда были разрушены его главные опоры — религия и частная собственность», — считает завсектором социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН Татьяна Гурко.

ДЕТИ ВОЙНЫ

Великая Отечественная еще больше обострила уже демографические проблемы, порожденные Гражданской войной и репрессиями. Возникла очень большая диспропорция полов. Когда «на всю деревню был один жених», женщинам надо было как-то устраивать свою личную жизнь и от кого-то рожать детей. Пока шла война, государство смотрело на «шалости» граждан сквозь пальцы, однако в 1945-м закрутило гайки: указом Президиума ВС СССР опять признавался только юридический брак. В случае рождения детей вне брака матери несли за них полную ответственность.

БИТВА ЗА РОЖДАЕМОСТЬ

Очередное послабление было дано в конце 60-х. Новый Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года упростил развод и уравнял внебрачных детей в правах с рожденными в браке. Но с оговоркой — если отец не соглашался признать рождение ребенка, в суде необходимо было доказывать факт совместного проживания и ведения общего хозяйства, то есть наличия «фактического брака».

Государство де-юре признавало наличие в стране гражданского брака, а де-факто намекало, что ему безразлично, каким образом появляются дети. Надо заметить, что именно в это время вступило в детородный возраст крайне немногочисленное послевоенное поколение. Впрочем, даже в этих условиях власть пыталась укрепить ячейку общества: без наличия официального брака было практически невозможно делать карьеру, выезжать за рубеж, получать жилье. Останавливало это, однако, не всех.

КОНЕЦ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ

Проведенные в 1980-х исследования выявили, что в крупных городах России от 30 до 50 процентов браков заключалось из-за беременности невесты. Брак также позволял легализовать сексуальные отношения, отделиться от родителей, хотя бы психологически. Семейный статус был важен для получения жилья и чтобы «закрепиться» в городе, избежать не устраивающего распределения. В отдаленных регионах доминировала мотивация типа «чтобы быть как все», «вернулся из армии — пора жениться» и т д.

При этом молодежь демонстрировала потрясающий инфантилизм. «В 1991 году нами было проведено исследование 871 пары, вступающей в брак в Москве, — поясняет Татьяна Гурко. — Выяснилось, что отношения будущих супругов взаимоудовлетворительны только в сфере сексуальных отношений (у 67 процентов пар) и общения (у 34 процентов). Отношения же с друзьями и родителями, финансовая сторона, будущие супружеские и родительские роли и способы разрешения конфликтов относительно благополучны менее чем у 20 процентов опрошенных пар». Ученые говорят о превалировании эмоционального над прагматическим и о безответственности людей, выросших при прежней системе. Да и откуда было взяться ответственности, если низкий социальный статус, невозможность зарабатывать и жить самостоятельно ставили молодых в полную материальную зависимость от родителей?

СЕКС У НАС ЕСТЬ!

Шоковая терапия начала 90-х обрушила не только уровень жизни, но и институт советской семьи. «У большинства родителей молодых супругов в современной России нет возможности помогать им материально, хотя проведенный нами в 2002 году опрос студентов в Москве и Чебоксарах показал, что около 40 процентов молодых россиян от такой помощи не отказались бы, — отмечает Татьяна Гурко. — Потенциальные молодые мужья 90-х не были воспитаны в роли добытчиков, хотя начальный этап жизненного цикла семьи, особенно при рождении ребенка, предполагал такую роль. Поэтому, вероятно, многие молодые люди отказывались от брака или откладывали его на неопределенный срок».

Число браков неуклонно снижалось: в 1979-м в России заключалось 10,6 брака на тысячу населения, в 1991-м — 8,6, в 1996 году — 5,9. Впрочем, за годы реформ россияне не стали закоренелыми холостяками: число официальных браков падало, число же гражданских росло. К сожалению, первые данные о незарегистрированных брачных союзах в нашей стране были собраны только при проведении переписи населения в 2002 году, но и они впечатляли: из 34 млн супружеских пар 3 млн считали себя состоящими в незарегистрированном, то есть гражданском, браке. Российское государство, в отличие от государства советского, этот факт никоим образом не взволновал. Может, и к лучшему: без вмешательства свыше люди быстрее разберутся, с кем и как жить.

МНЕНИЕ РЕЛИГИОВЕДА:

Можно ли благословлять не расписанных?

АЛЕКСАНДР СОЛДАТОВ обозреватель
В большинстве храмов, мечетей, молитвенных домов и синагог у женихов и невест все-таки потребуют государственное свидетельство о браке. Тем не менее в Москве есть несколько священников, которые категорически отказываются ставить церковное таинство в зависимость от акта гражданского состояния. В основном это относительно молодые батюшки с весьма консервативными взглядами, за которыми в Церкви закрепилось ироничное прозвище «младостарцы». «Таинство — это внутреннее дело Церкви, — говорит один из них. — А все эти безбожные учреждения, созданные без церковного благословения, типа загсов, мы и вовсе не признаем». Правда, таких радикалов все меньше.

Официальные «Основы социальной концепции» РПЦ трактуют гражданский брак довольно витиевато. «Настаивая на необходимости церковного брака», в одном из определений Священного синода РПЦ рекомендуется «напомнить пастырям о том, что Православная церковь с уважением относится к гражданскому браку». При этом, независимо от того, венчались супруги или нет, «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов».

Но гражданский брак на языке Священного синода — не то же самое, что гражданский брак в представлении большинства россиян. Свободное сожительство людей, которые нигде не зарегистрировали свои отношения и не повенчались, безусловно, осуждается. «Давайте называть вещи своими именами, — говорит о таких отношениях профессор-иеромонах Анатолий (Берестов), — это блудное сожительство. Так называемый гражданский брак — это и не государственный, и не церковный брак, он является следствием греховного образа жизни нашей молодежи».

Широкое распространение гражданских браков в среде российских мусульман — плод противоречий между нормами шариата и российскими законами, скроенными по европейским лекалам. Например, шариат разрешает временный брак и полигамию (мужчина может иметь до четырех жен), поэтому на Северном Кавказе распространены браки, при которых зарегистрированы отношения только с одной женой, а остальные являются «фактическими» женами. Время от времени лидеры исламских республик в составе РФ выступают с инициативами узаконить мусульманскую полигамию, но неизменно натыкаются на непонимание центра.

Фактически же российские религиозные конфессии относятся довольно терпимо к гражданским бракам. Выход из противоречия между строгими каноническими предписаниями и разнузданной реальностью находят в своеобразном двойном стандарте. Если человек только приходит к вере, ему прощаются некоторые слабости. С активных же верующих, с «практикующих» спрашивается строже — рано или поздно они должны либо узаконить свой брак, либо вновь «секуляризоваться».

"НЕОФИТ"



Hosted by uCoz