"К религии нужно относиться осторожно"

Процесс по делу устроителей и организаторов выставки "Осторожно, религия!" завершился в Москве 28.03.2005.

  Обвинительный приговор по делу о выставке «Осторожно религия!» вынес Таганский суд столицы. Сотрудники центра имени Сахарова признаны виновными в разжигании религиозной вражды.

  Более 3-х часов судья оглашал приговор по делу о выставке «Осторожно религия», которая проходила в центре имени Сахарова в январе 2003 годa.

  По мнению судьи и директор центра Юрий Самодуров и его сотрудница Людмила Василовская знали, что представленные экспонаты носят провокационный и унизительный характер. Но, несмотря на это, открыли выставку.

  Обвинение просило признать трех фигурантов дела виновными в разжигании национальной и религиозной вражды и назначить наказание Директору музея и общественного центра имени Сахарова Юрию Самодурову в виде лишения свободы сроком на три года, сотруднице центра Людмиле Василовской и художнице Анне Михальчук - на два года.

  С формулировкой «За публичное выражение унизительного отношения к христианской религии в целом, а к русской православной церкви, в особенности», директора Центра имени Сахарова и сотрудницу Людмилу Василовскую суд приговорил к штрафу в 100 тысяч рублей. Художница Анна Михальчук признана невиновной.

  Пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов сказал, что активисты этой организации добиваются не лишения свободы, а осуждения организаторов выставки и были бы очень довольны условным приговором.
На вынесение приговора по делу о выставке «Осторожно религия» пришел протоерей Владимир Переслигин. Он доволен тем, что приговор обвинительный.

  Недовольны приговором остались сотрудники центра имени Сахарова. Они уже сказали, что будут обжаловать решение Таганского суда в вышестоящей инстанции.

"Решение по делу о выставке «Осторожно, религия!» разделило искусство на близкое и чуждое российским ценностям", - заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров.

  Организаторы выставки «Осторожно, религия!», безусловно, заслуживают наказания, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель председателя комитета ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. По его мнению, "тюремное заключение – не самая лучшая мера в данном случае, организаторов выставки надо наказывать деньгами, штрафовать. По словам А.Чуева, "к религии надо относиться очень осторожно, оскорблять чувства верующих не должен никто". "Главное, что отличает людей от животных – это мораль и нравственность, - отметил депутат. – А фундаментом для них должна быть терпимость друг к другу, а подобные выставки означают выражение нетерпимости к чувствам верующих, и это должно пресекаться".

  Решение суда по делу об организаторах выставки "Осторожно, религия!" абсолютно справедливое, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. М.Шевченко заметил, что не считает данную выставку явлением искусства. "Это была ошибка устроителей выставки, ошибка очень приличного и уважаемого человека - Юрия Самодурова. Ошибка была в том, что с именем Андрея Дмитриевича Сахарова связали абсолютную хулиганскую провокацию", - сказал он.

  Тем самым, по мнению М.Шевченко, было "подставлено правозащитное движение, общество "Мемориал", которые занимаются не какими-то глупостями, связанными с эпатажем верующих или неверующих", а реальной помощью обездоленным людям в Чечне и других регионах России. Штраф в размере 100 тысяч рублей, по мнению М.Шевченко, не является завышенным. Приговор суда – это "скорее напоминание правозащитникам, что верующие тоже люди, которые нуждаются в их защите, чтобы они не путали Московскую патриархию и простых людей, которые испытали искреннюю боль от того, что творилось в музее Сахарова", считает М.Шевченко.


"Грани.ру":

  Прокурор Кира Гудим потребовалa для директора Музея и общественного центра им.Сахарова Самодурова трех лет лишения свободы, для Михальчук и Василовской - по два года. У здания суда собрались представители общественных организаций, поддерживающих обвинение. Пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов заявил корреспонденту Граней.Ру, что активисты этой организации добиваются не лишения свободы, а осуждения организаторов выставки и были бы очень довольны условным приговором.

  Между тем видные российские юристы обнародовали свое экспертное заключение по делу Самодурова. Независимый экспертно-правовой совет пришел к выводу, что обвинение юридически несостоятельно.

  Ранее бывший президент Чехии Вацлав Гавел выступил с заявлением в защиту организаторов выставки. Их уголовное преследование по статье о разжигании религиозной розни Гавел назвал "прискорбным наступлением на свободу слова, одно из основных прав человека". В заявлении, поступившем в редакцию Граней.Ру, Гавел называет выставку "шокирующей", однако призывает общество "осмыслить эти работы, а не преследовать тех, кто стремится художественными средствами высказаться о нынешнем состоянии российского общества".

  Всемирная правозащитная организация "Международная Амнистия" проводит акцию срочной помощи обвиняемым по этому делу. Если директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, его коллегу Людмилу Василовскую и художницу Анну Михальчук приговорят к лишению свободы, они будут признаны узниками совести, говорится в обращении. "Международная Амнистия" допускает, что "выставка могла быть расценена некоторыми людьми как оскорбление", однако "не считает, что содержание какой-либо из работ, представленных на веб-сайте музея, равноценно призыву к насилию".


New York Post:

  "В понедельник директора музея, куратора выставки и художника могут признать виновными и приговорить к нескольким годам заключения за возбуждения ненависти к верующим и оскорбление их достоинства.

Где это происходит? В Саудовской Аравии? Нет, в России.

  Это трагично: после семи десятилетий официального систематического возбуждения ненависти к верующим и оскорбления их достоинства - и после вдохновляющей борьбы за построение демократического и свободного общества на обломках векового самовластья царей и комиссаров - Россия, кажется, откатывается назад...

  Рвение прокурора и общий настрой в зале суда, набитом публикой, враждебно настроенной по отношению к подсудимым и явно антисемитской по взглядам, не внушают надежды на благоприятный исход процесса. Более того, обвиняемые и их защита уверены, что суд находится под мощным давлением со стороны Генпрокуратуры и православной церковной иерархии.

  Оправдательный приговор по этому делу будет означать, что постсоветская Россия продолжает, хотя и не вполне уверенно, отходить от векового деспотизма. Признание же подсудимых виновными столкнет российский поезд с пути деморатизации и направит его в вековую пропасть.!

New York Post, 26.03.2005


Los Angeles Times: 01 октября 2004

"В России растет влияние церкви"

  В конце концов, одна из работ представляла собой икону, в которую свою голову вставить мог любой, пришедший на выставку. На другой работе изображение Иисуса было наложено на логотип Coca-Cola со словами: "Это моя кровь".

  Сторонники местного священника разгромили выставку, испортив выставленные работы краской из спреев. Российский парламент проголосовал за осуждение выставки и призвал власти "предпринять необходимые шаги". Духовный наставник президента Владимира Путина, отец Тихон Шевкунов назвал художников "вредными бактериями – разносчиками заразы", сказав, что "общество применяет антигены для борьбы с ними".

  В итоге на борьбу с музеем, который был символом противодействия репрессиям и религиозным преследованиям советской эры, была брошена мощь государства.

  Лишенная своего имущества и преследуемая на протяжении 70 лет при атеистическом советском правлении, церковь русских царей снова стала ключевым политическим игроком в России – и не многие из гражданских институтов могут похвастать таких количеством последователей на широких российских просторах.

  В опросах общественного мнения, проведенных в этом году, 71% россиян назвали себя православными, и более половины заявили, что считают свою веру важной или очень важной. Церковь финансирует собственный журнал, собственную радиостанцию, до последнего времени у нее была своя программа на государственном телевидении. Она косвенно контролирует по крайней мере 40 депутатов парламента.

  Руководство РПЦ поддержало преследование Музея Сахарова. "Общество не должно мириться с открытыми и провокационными попытками осквернять священные предметы и священные имена, и также попытками открыто бросать вызов религиозным общинам таким способом, который, конечно, спровоцирует негативную реакцию", – заявил в интервью протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

  Отец Александр Шаргунов, последователи которого осуществили нападение на выставку в январе 2003 года, идет дальше: "Против церкви начинается беспрецедентная война – это война против человеческого достоинства, – говорит Шаргунов, сильный человек в рясе, с мягким голосом и с длинной, узкой бородой классического православного духовного лица. – Сейчас мы можем сказать, что переживаем переход от атеизма к сатанизму: и это может окончиться ситуацией, когда не останется ничего святого. И тогда ужасы ГУЛАГа, нацистских концлагерей и Холокоста покажутся пустяками по сравнению с бездной зла, которая разверзнется".

  В воскресенье вечером церковь Шаргунова наполнена сотнями его сторонников. Они собираются вокруг него, включают магнитофоны, чтобы записать его проповеди и откровения, его зачастую фальшивящий на древних песнопениях голос. Женщины средних лет с платочками на головах встают на колени и целуют его руку, проходя через розовый сад перед церковью.
Российское правительство, говорит Шаргунов, мало делает для защиты моральных ценностей.


Гособвинитель Кира Гудим по делу о выставке "Осторожно, религия!":

– Главная идея выставки – посеять недоверие между разными конфессиями.

Ей непросто: чтобы в юридических терминах повторить то, о чем верующие говорят в коридоре, нужен немалый талант.

  Из выступления гособвинителя Киры Гудим на процессе по делу о выставке "Осторожно, религия!".

  Москва, Таганский районный суд, 2 марта 2005 года.
  "... Определенно продолжением данного тезиса послужило и высказывание Самодурова, который в своих показаниях заявил, что хорошее произведение искусства должно шокировать, ошеломлять, вызывать слезы. Данное утверждение на наш взгляд является убедительным свидетельством того, что последующая реакция многоконфессиональной общественности на выставку, унижающую и оскорбляющую религиозные чувства верующих, была ему, безусловно, известна, является закономерной, логичной и в данном случае единственно возможной. Этот факт обуславливается заведомо провокационном названием выставки, которое было, кстати говоря, им одобрено, ее концепцией, подбором участников и экспонатов выставки. В данном случае необходимо учесть и те работы художника Тер-Оганяна, на которого мы уже ссылались выше, представленные им работы, это 12 обезображенных софринских икон, размещенных также в выставочном пространстве музея. Обращаясь к тезису защиты о том, что выставка явилась средством выражения антицерковных взглядов и атеистической позиции, стала неким ответом на имеющуюся, по их взгляду, клерикализацию общества, считаем необходимым возразить, что ситуация критики, прежде всего, предполагает систему определенного диалога между оппонентами. В данном случае, данная система исключена в силу заведомо оскорбительного характера экспозиции ..."


Юрий Самодуров
директор Музея и общественного центра имени Сахарова (обвоняемый) :

  Поводом к обвинению была большая общественная кампания, даже Дума рассматривала этот вопрос и обращалась к прокурору с требованием разобраться в "преступлении". И вертикаль заработала. Так что прокуратура старается обвинить, потому что нельзя помиловать.

Однако среди всего этого абсурда, который я вижу на суде, со стороны прокуратуры был и момент искренности. Когда гособвинитель Кира Гудим допрашивала одну из художниц, участвовавших в выставке, она спросила ее: "Свидетель, ну вот вы сами скажите, как вы думаете, эта выставка – во благо религии или нет?!" То есть прокурор искренне считает, что если выставка не во благо религии, то надо судить. Как раньше это было: "Это во благо коммунистической партии?"

  Если нужно, то священник Александр Шаргунов, который одобрил погром, может привести, кликнув по церквам, и пять тысяч, и 10 тысяч человек. Ужас в том, что прокуратура играет с огнем. Сейчас там, у здания суда, стоят 250 человек. А когда будут зачитывать приговор, то во дворе соберутся 2000 человек. Они будут стоять на коленях и молиться за справедливое решение суда. Примеры этому уже есть – когда судья Замоскворецкого суда судья прекратил дело против хулиганов, разгромивших выставку, перед зданием, где проходило заседание, собрались 2000 верующих.

  Науськивание, питание слухами – вот что делает государство. Делает вместо того, чтобы разводить религиозное и светское. При советской власти с точки зрения светского судили о религиозном, и были костры из икон. А сейчас маятник качнулся в другую сторону: "а во благо ли это религии?" Прокуратура играет на темных и неотрефлексированных страстях. Наша прокуратура взяла на себя роль религиозного авторитета, и выносит религиозные суждения. Это – игра с огнем.

  Но и церковь, которая сейчас стремится к идеологическому господству, к тому, чтобы стать этаким новым отделом КПСС по идеологии, тоже должна понимать, что играет с огнем. Что государство использует это стремление церкви в своих интересах. Kогда государство берет на себя обвинительное заключение, по подобному делу, то здесь начинается его конец.

Грани.Ру, 02.12.2004


  Для справки:

4 декабря 1998 годa, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на открытии выставки современного искусства в Манеже "Арт-Манеж-98", художественный руководитель галереи "Вперед" Авдей Тер-Оганян представил публике стенд с иконами и объявлением:
"Прекрасный материал для богохульства - Спас Вседержитель, Спас Нерукотворный, Владимирская Божия Матерь ... Осквернение иконы в присутствии заказчика - 50 рублей".
Посетителям выставки предлагалось несколько распространенных способов богохульства над святынями(от переворачивания икон вверх ногами до их разрубания и сжигания).

Кончилось все это дракой. Против художника было возбуждено уголовное дело за разжигание межнациональной и религиозной розни, однако он, нарушив подписку о невыезде, скрылся в Чехии.

Ранее коллекция жестов богохульства, использовавшихся в искусстве разных времен и народов, была представлена Тер-Оганьяном в Черногории на Биеннале художников стран Восточной Европы. "Новая икона" (проект "Десять способов богохульства").
Черногорские монахи разгромили стенд Тер-Оганьяна, он сам был предан анафеме, но светские власти не стали применять по отношению к художнику никаких санкций.

  Другой участник выставки (О. Кулик) в своем творчестве так примитивизировался, что голым встал на четвереньки, залез в клетку и, изображая собаку, гастролировал по цивилизованному миру с долго не ослабевающим успехом. Американцы оценили фантазию художника по достоинству. Они приезжали в Нью-Йорк из самых дальних штатов, чтобы посмотреть, как собака - Кулик жадно лакает из миски, рычит и гавкает, грызет кость и отправляет свои естественные нужды. Некоторые зрители русского перформанса рыдали от умиления и признавались, что в Америке давно не было такого чудесного, трогательного зрелища."


Евгений Ихлов, движение "За права человека" http://www.grani.ru/Politics/Russia/m.86958.html?right100


"НЕОФИТ"

Охрана Буша потребовала, чтобы им объяснили смысл произведения.

Икона Спасителя сохранилась в Манеже после пожара.


Hosted by uCoz