Борис Колымагин

Спорный фильм американского режиссера

В российском прокате появился фильм "The Passion of the Christ" - "Страсти Христовы". Его автор, один их популярных актеров, успешный режиссер и "оскаровский" лауреат Мел Гибсон рассказывает языком кино о мучениях и крестной смерти Спасителя.
Еще до появления ленты на американских экранах вокруг фильма разгорелись нешуточные споры. Режиссеру вменяли в вину то, что фильм чрезмерно натуралистичный, кровавый и антисемитский. Некоторые критики действовали по принципу, хорошо известному из истории советской литературы: "Не читал, но осуждаю", и делали все возможное, чтобы он не дошел до массового зрителя.
Отметим, что споры разгорелись, прежде всего, в мировоззренческой сфере. В отличие, скажем, от Скорсезе, Гибсон постарался максимально приблизиться к Писанию. Картина решена в иконописном формате. Арамейский и латинский языки, на которых говорят герои, усиливают это ощущение и дают потрясающее чувство реальности. И эта реальность заставляет вздрогнуть "мир сей".
Люди, настроенные на волну развлечений и удовольствий, всеми правдами и неправдами пытаются уйти от религиозных вопросов, от вызовов вечности. И они, разумеется, найдут тысячи предлогов, чтобы переиначить, перетолковать и даже высмеять работу режиссера. Антисемитизм? Ну да, в Евангелии содержится антииудаистская полемика, и в истории это, увы, нередко понимали поверхностно. Но если кто-то когда-то неверно, в антисемитском ключе истолковывал слова Писания, это не значит, что Благая Весть не может звучать на языке киноискусства.
Натурализм? Тут все не так просто. Гибсон принадлежит к католикам-традиционалистам, и лента его органично связана с традициями Западной Церкви. Конечно, он слишком много говорит о страданиях, и почти не затрагивает тему воскресения. Благая весть - Христос воскрес! - звучит только в финале, секунд 30. А так…
Вот, к примеру, сцена бичевания: солдаты-садисты (это видно по их лицам) избивают Иисуса сначала тростями, потом особенно варварским инструментом - флагрумом, или "кошкой-девятихвосткой", бичом, сплетенным из множества кожаных лент с кончиками из зазубренного металла, чтобы цеплять и срывать кожу и причинять огромную потерю крови. Все это показано до ужаса детально. Показывая страдания Спасителя, режиссер кое-где отходит от исторической правды. Так, Иисуса по пути на Голгофу постоянно бьют, хотя евангелисты об этом умалчивают. Тела распятых вместе с Ним разбойников своей белизной производят странное впечатление. Они не были подвергнуты бичеванию, хотя известно, что над Иисусом были совершены точно такие же издевательства, которые совершались и над другими преступниками, приговоренными к крестной смерти.
В фильме немало "лирических отступлений" - фрагменты воспоминаний о детстве Иисуса, о его проповеди, о Тайной Вечери. При этом тема Небесного Царства, "света в конце туннеля" присутствует каким-то невнятным пунктиром. И здесь возникают вопросы. Но не в контексте натурализма и крови, а в контексте православного и католического мировосприятия.
Акцент на земных страданиях Спасителя не характерен для православия, в частности, для православия российского, порой балансирующего над пропастью монофизитства. Достаточно посмотреть тексты народных духовных стихов XVI - XIX вв., чтобы убедиться в этом. "Народ не хочет видеть кенозиса Христа, народ отвращает взоры от страданий распятого Господа, - но лишь для того, чтобы искать этого кенозиса и этих страданий, разлитых повсюду в жизни человеческой", - пишет о поэзии "калик перехожих" Георгий Федотов.
Но, может быть, такой католический реализм сегодня не так уж и плох, и кто-то из зрителей обратится к первоисточнику? Прочитает Евангелие от Марка, к примеру, как сделал это в свое время митрополит Антоний (Блум)?
Нельзя отрицать миссионерское значение ленты американского режиссера: он свидетельствует о христианских ценностях. Но нельзя не согласиться и с теми, кто утверждает, что этот фильм явно не для слабонервных, и духовная его составляющая не столь очевидна, как того хотелось бы.


http://ifce.ringnet.ru/t6.html
Кинохристианство. Mысли о фильме "Страсти Христовы"



Hosted by uCoz