«Ксенофобия по-американски» | |||
Преступления, основанные на религиозной, этнической, расовой или сексуальной ненависти\hate crimes, относительно мало распространены в США. Однако этот вид преступного деяния считается одним из наиболее опасных, поскольку ненависть способна разрушить общество. |
В 1998 году Американская Психологическая Ассоциация\American Psychological Association опубликовала доклад о "преступлениях ненависти" ("Старый Враг в Современных Одеждах"\Hate Crimes Today: An Age-Old Foe in Modern Dress). В нем делался следующий вывод: "Преступления ненависти" - это "преступления послания". Они отличаются от иных преступлений тем, что преступник обращается с посланием к членам определенной группы о том, что их присутствие нежелательно". Вероятно, наиболее удачно выразил суть американского законодательства Клайд Хэберман\Clyde Haberman, обозреватель газеты New York Times: "Эти законы на самом деле наказывают преступные мысли, поскольку преступные акции - подстрекательство, избиение, вандализм, убийство - сами по себе противоречат закону". В свою очередь, прославленный французский философ Жак Деррида пришел к выводу, что современные демократические сообщества остаются демократическими до тех пор, пока основываются на принципе "толерантного сосуществования". То есть, до тех пор, пока "чувство гостеприимства" основано не просто на определении "другого" (с расовой, этнической, религиозной и пр. точек зрения), а на признании "другого", абсолютно и во всем равного "своим". Деррида напоминает, что, несмотря на все различия, все люди - прежде всего, члены одного общества и должны иметь равные права и обязанности перед этим обществом. Норберт Финч\Norbert Finzsch, автор книги "Национализм, Расизм и Ксенофобия в Германии и США"\Identity and Intolerance: Nationalism, Racism, and Xenophobia in Germany and the United States, отмечает, что ни одна страна не свободна от подобных настроений, и противостоять им можно, лишь используя всю мощь государства и общества. Известно, что попустительство подобным деяниям приводит к возникновению "цепной реакции" - пренебрежение представителями меньшинств плавно перерастает в их дискриминацию, затем следуют оскорбления и унижения, которые, в свою очередь, быстро переходят в стадию насилия. Рассматривая подобные дела, судебные органы США исходят из двух посылок. Во-первых, они считают, что любые меньшинства имеют право вести тот образ жизни и придерживаться тех обычаев, которые считают удобными для себя, в случае, если это не противоречит закону; поэтому они должны иметь возможность защищаться от предубеждений, бытующих среди представителей большинства. Во-вторых, большинство должно понимать, какие его действия заставляют страдать меньшинство. Однако неизвестно, позволяют ли законы, направленные на борьбу с преступлениями ненависти, создать подлинную гармонию в обществе или, наоборот, они способствуют его разделению. Дело в том, что научные исследования, посвященные этой проблеме, начали проводить относительно недавно. Сам термин "преступление ненависти" появился лишь два десятилетия назад. В 1985 году правоведы Джеймс Джейкобс\James B. Jacobs и Кимберли Поттер Kimberly Potter опубликовали книгу "Преступления Ненависти: Уголовное Законодательство и Личностная Политика"\Hate Crimes: Criminal Law & Identity Politics, в которой доказывали, что необходимо ввести в официальный обиход новый термин и использовать его в качестве отдельной графы в статистике преступности. Идея Джейкобса и Поттера упала на благодатную почву - новый термин был мгновенно подхвачен прессой и многочисленными правозащитными организациями. С конца 1980-х годов правоохранительные органы США начали использовать этот термин в официальных документах. В 1992 году ФБР\FBI впервые опубликовало ежегодник "Статистика Преступлений Ненависти"\Hate Crime Statistics, в котором свело воедино информацию по подобным преступлениям, собранную различными правоохранительными органами США. В 1999 году Сенат США\US Senate принял особый "Закон о Предупреждении Преступлений Ненависти"\Hate Crimes Prevention Act, согласно которому все подобные преступления автоматически переходят под федеральную юрисдикцию, так как представляют особую угрозу США (в США существует несколько уровней юрисдикции - к примеру, юрисдикция графства\county, штата\state и пр.). Однако местные органы власти передают эти дела федеральным органам на добровольной основе. Однако статистика показывает, что в США "преступления ненависти" совершаются нечасто. Подавляющее большинство их являются актами вандализма и запугивания. Убийства и жестокие избиения на подобной почве в США происходят крайне редко. Лишь в трети случаев, преступления ненависти совершались против имущества (например, против зданий, занимаемых организациями, представляющими интересы определенных этнических общин, или храмов, используемых адептами определенных конфессий). 20 подобных актов насилия ознаменовались убийством, 12- изнасилованиями. Впрочем, организации, представляющие интересы меньшинств, часто утверждают, что официальная статистика не учитывает всех совершенных преступлений, и реальная картина намного хуже. Дело в том, что жертвы подобных преступлений по разным причинам иногда отказываются сообщать о происшедшем правоохранительным органам (к примеру, по данным исследования, проведенного Калифорнийским Университетом\University of California, Davis, лишь треть пострадавших гомосексуалистов и лесбиянок обращаются за помощью к органам правопорядка). Любопытно, что по данным Дональда Грина\Donald P. Green, политолога из Йельского Университета\Yale University, на частоту и жестокость "преступлений ненависти" не оказывают практически никакого влияния экономические условия. Однако "преступления ненависти" становятся более частыми тогда, когда в этнически гомогенных районах (городах, анклавах) впервые появляются представители меньшинств. Чем быстрее происходят подобные изменения, тем больше совершается преступлений, причем уровень жестокости непропорционально возрастает. Грин считает, что "преступления ненависти" становятся реакцией на социальные изменения в обществе - представителей меньшинств обвиняют в покушении на местные традиции и обычаи. | |
Washington ProFile
Ксенофобия по-российски Национальное самосознание или духовное безволие? |