«In God we trust» Не ищите на купюрах других стран кредо типа «Мы верим в Бога». Такое откровение есть только на долларе.

«In God we trust»

Не все страны имеют свои религиозные и ценностные основы.
Но за те, что имеют, в традиционалистских странах, таких как Америка, стоят твёрдо.

Анатолий УТКИН

  Не спрашивайте, где находятся в воскресное утро американцы. Они стоят, сидят (или даже полулежат и танцуют) в одной из бесчисленных церквей 50 штатов. В США верующими себя провозглашают 94% населения. Это втрое больше, чем в породившей основную массу американцев Европе.
  Не ищите на купюрах других стран кредо типа «Мы верим в Бога». Такое откровение есть только на долларе. Наиболее краткую характеристику Америки даёт, пожалуй, американский историк Сеймур Мартин Липсет: «Наиболее религиозная». США справедливо называли «дитём Реформации». Америка была основана как общество протестантов и на протяжении двух столетий в сердцевине созидания американской культуры были протестанты.

  В Америке сегодня в шесть раз больше (пропорционально) верующих, чем, скажем, во Франции. Если же определить Бога как некий «универсальный дух», то в США верующих оказывается 94% всего населения – цифра просто невероятная для современного мира.
  Атеистами, или агностиками, здесь открыто называет себя лишь 1% населения. И это, напомним, в стране, где церковь решительно отделена от государства и первая поправка к Конституции звучит так: «Конгресс не имеет права принимать законы, поощряющие отправление религии».
  В целом, как формулирует американский политолог У. Миллер, религия в Америке определяет едва ли не всё: «Либеральный протестантизм и политический либерализм, демократическая религия и демократическая форма правления американская система ценностей и христианская вера проникли друг в друга и оказывают огромное воздействие друг на друга».

  Особенностью этого общенационального явления стала массовая убеждённость в возможности очевидного для всех выделения и противопоставления добра и зла. В том числе и в формировании национального характера. Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира.
В наставлении «Информация для тех, кто решил переехать в Америку» Бенджамин Франклин в 1782 г. писал: «Атеизм здесь неизвестен; неверие – редкость, и оно окружает себя тайной; каждый может жить здесь до преклонных лет и не встретить ни атеиста, ни неверующего».
Европейский наблюдатель Ф. Шафф в XIX веке писал: в Америке «каждое явление имеет протестантское основание». Религия всегда играла огромную роль в США. Религиозное «великое пробуждение» 1740-х годов сыграло исключительную роль в подготовке американской революции. После Войны за независимость Америка стала ещё более строго религиозной страной. Начало XIX века дало невиданный толчок методистской и баптистской сектам, лишённым внутренней иерархии, и «духовному республиканизму». Баптисты, методисты, ученики веры Христовой довольно быстро обогнали по численности даже старые церкви и секты. (При этом именно американские миссионеры заложили основание американской внешней политики.)
Мощное религиозное возрождение пришлось на ХХ век, являясь одной из основ прогрессивных реформ Т. Рузвельта, В. Вильсона, Ф. Рузвельта. Сторонники гражданских прав вовсю цитировали Библию. При президенте Д. Эйзенхауэре слова «в Бога мы верим» стали официальным лозунгом Соединённых Штатов. В Капитолии была открыта молельная комната. В официальных клятвенных текстах начало «по воле Божией» стало обязательным.
Преобладающие ныне в США неоконсерваторы консолидируются на общей вере в то, что Америка выше других в моральной сфере, ближе других к Богу. А как иначе послать фермера из Айдахо или Небраски освобождать мир от саддамов хусейнов?
Честертон называл Америку «нацией с душой церкви». Современные американцы говорят это без тени сомнения или иронии. Они косо смотрят, скажем, на Англию с её официальным англиканством. Америка полагает, что вместила в себя все оттенки иудеохристианства.
Библия для американца гораздо более значима, чем Писание на других континентах, она не только источник моральных ценностей, но и источник энергичной самореализации. И «окно в мир». Американцы абсолютно серьёзно верят, что могут реализовать свободу, равенство и демократию повсеместно, даже в таких отдалённых во всех смыслах странах, как Афганистан.
Можно ли посягнуть на столь поразительную веру? Библейские корни американизма делают всякую критику этой страны своего рода святотатством. Даже внешне лишённые библейского вида документы американской истории – начиная с вышедшей в эпоху Просвещения Декларации американской независимости – являют собой уверенный в себе американизм с его дидактической обращённостью ко всему миру.
Эта форма современного радикального республиканизма, этот вид американизма, который американцы без колебаний называют «Богом данным», кажется современным американцам более чем естественной. Президент Джордж Буш-младший многократно утверждал, что американские принципы «даны Богом». Это не риторическое украшение, президент верит в это. И неправ тот, кто думает, что современная Америка вызрела из секулярных просвещенческих взглядов Томаса Джефферсона. Буш верит в то, что говорит.
В начале XXI в. примерно треть американцев определяют себя как «возродившиеся христиане» – 39% из них назвали себя таковыми. К ним принадлежит и нынешний президент. Речь идёт о большинстве баптистов в стране, примерно трети методистов и более четверти лютеран и пресвитериан. Важно отметить, что основной рост идёт в рядах тех, кого следовало бы отнести к рядам консервативных христиан – евангелических протестантов, тех, кто определяет себя как «зановорожденные христиане», мормонов, консервативных евангелических христианских церквей, церквей Христа, южных баптистов.
Характерным признаком является формирование «Христианской коалиции» преподобного Пэта Робертсона, объединившей 1,7 млн. человек. Более 2 млн. вошли в «Фокус на семье», в «Ассоциацию американской семьи», в «Женщины, беспокоящиеся об Америке» (крупнейшая женская организация в стране с 600 тыс. членов).
В новой трансформации Америки, где 94% населения объявили себя верующими, протестантизм и евангелизм занимают самые выдающиеся места. Евангелисты особенно активны среди быстрее всех растущей группы населения – испаноязычных католиков. В 7 тыс. магазинов религиозной книги продаются 3 млн. экземпляров. 130 издательств, специализирующихся на религиозной литературе (17 млн. книг продаётся в год). В стране как грибы растут религиозные СМИ – 1300 радиостанций и 163 телестанции. В США построены огромные сети магазинов религиозной направленности, 600 мегацерквей вместительностью до 20 тыс. человек.
Такие организации, как «Христианская коалиция», устремились в американскую политику, чрезвычайно влияя на выборы всех уровней. В 2000 г. Дж. Буш-младший получил голоса 84% членов белых евангелических протестантов – это не менее 40% всех, кто за него голосовал. И то же повторилось в 2004 г. Евангелисты стали основной силой республиканской партии.
На вопрос: кто является наиболее существенным, с его точки зрения, политическим философом? – Дж. Буш-младший ответил: «Христос, потому что он изменил моё сердце». Через 10 дней после прихода к власти Буш-младший выдвинул программу федеральной поддержки участия религиозных групп в общественной деятельности, включая центр религиозной поддержки при Белом доме.
Это явление вызывает оторопь даже среди самых близких союзников США в Западной Европе, где французы гордятся своей культурой, англичане считают себя «прирождёнными лидерами», а немцы не верят, что их можно превзойти.
Творец всего сущего – непременный персонаж речей Буша. Нет числа его прокламациям, что «Бог на нашей стороне», «Бог с нами», «мы с Богом не можем потерпеть поражение» и т.п. Не слишком ли лёгкое обращение?
Вспомним, что посреди поразительной битвы – Гражданской войны – полтораста лет назад и Абрахам Линкольн рискнул однажды помянуть Господа. «В глубине своей души я скромно надеюсь, что, приложив праведные усилия, мы сможем оказаться на стороне Бога». Величайший из американских президентов лишь скромно надеялся.

АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Анатолий УТКИН

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛЮБОЙ СТРАНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЭЛЕМЕНТОВ — ОРГАНИЧЕСКИ ВЗРАЩЁННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА (ОСНОВАННОГО НА «ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ» ХАРАКТЕРЕ) И СОНМА ЗАИМСТВОВАНИЙ ИЗ ВНЕШНЕГО МИРА. АМЕРИКАНЦЫ ЗАИМСТВОВАЛИ УЖЕ САМИМ ФАКТОМ ПРИВНЕСЕНИЯ ИММИГРАНТАМИ ОПЫТА СВОИХ СТРАН. НО ПРИНЕСЛИ ПЛОДЫ И ТРИ ВЕКА ОБОСОБЛЕННОГО РАЗВИТИЯ.

Характер страны

Разнообразие и особенность Америки не должны ставить в тупик. Четыре элемента исторически определяют идентичность нации прежде всего: раса, этническая принадлежность, культура (язык и религия в первую очередь) и идеология. Все четыре элемента сохраняют стабильность в условиях постепенного длительного развития и определённой обособленности национального развития. Исходя из определяющего характера указанных элементов, следует твёрдо сказать, что Америка в течение первого столетия своего независимого существования справедливо воспринималась как продолжение Британии. И современные исследователи подчеркивают, что «Америка была основана поселенцами семнадцатого и восемнадцатого веков, почти все из которых прибыли с Британских островов. Их ценности, институты и культура заложили основание Америки последующих столетий.

Они первоначально определили идентичность Америки в терминах расы, этничности, культуры и, что ещё более важно, религии.
В восемнадцатом веке они добавили Америке идеологическое измерение»* /* Huntington S . Who We Are ? The Challenges To America ’s National Identity. New York : Simon and Schuster , 2004, p , 38./ . Эта культура первых поселенцев держалась в течение всех последующих веков. Была бы Америка похожей на сегодняшнюю, если бы её основали не английские протестанты, а французские, испанские или португальские католики? Вовсе нет. Тогда на месте современной Америки были бы Квебек, Мексика или Бразилия.

Но произошло противоположное. В четырёх сосредоточиях колониального развития — в Новой Англии, долине реки Делавэр, заливе Чезапик и гряде Апалаччских гор — культурными основаниями были заимствования из Британских островов. Исследователи отмечают, что в первые столетия заселения будущих Соединённых Штатов «почти всё было фундаментально английским: формы собственности и воспитания, система образования, управления, базовые положения права и правовых процедур, видов развлечения и характера использования свободного времени и бесчисленных других аспектов колониальной жизни»* /* Vaughan A . Seventeen Century Origins of American Culture ( In : Cohen S . and Ratner L ., eds . The Development of an American Culture. New York : St . Martin s . 1983, p . 30–32./ . Отсюда непреложный факт: «Основу американской идентичности создали первые поселенцы, ими была заложена основа. Затем эту культуру восприняли поколения иммигрантов, породивших в своём политическом опыте американское кредо. В сердцевине этой культуры находятся английский язык, этика протестантизма, приверженность к самоуправлению.

Между 1820 и 1924 годами в Соединённые Штаты въехали 34 млн. европейцев. Первое поколение было частично ассимилировано, зато второе и третье — самым определённым образом. Около ста лет тому назад И. Зангал написал свою знаменитую пьесу «Плавильный тигель», и аллегория вошла во все учебники. Мир плавящихся в едином котле национальностей стал популярным символом Америки. К периоду Второй мировой войны произошла решительная ассимиляция в американское общество значительного числа представителей Восточной и Южной Европы. Собственно этничность, казалось, перестала быть определяющим элементом национальной идентичности. Период сознательного сокращения иммиграции продолжался между 1920 и 1965 годами. Англосаксонская культура и сопутствующее ей кредо либеральных свобод сумели пережить эти испытания. До 1960-х годов от иммигрантов ожидалось «расстаться с основными чертами своего прежнего наследия и полностью ассимилироваться в существующие культурные нормы, представляющие собой англо-конформистскую модель»* /* Kymlicka W . Multicultural Citizenship : A Liberal Theory of Minority Rights . New York : Oxford University Press , 1995, p . 14. / .

Особые черты

Страницы: 1234567891011

© Ежемесячный общественно-политический журнал "Главная Тема", 2004г.
при использовании материалов журнала ссылка на gt-msk.ru обязательна

"НЕОФИТ"




Hosted by uCoz