«In God we trust» |
Не все страны имеют свои религиозные и ценностные основы. Анатолий УТКИН Не спрашивайте, где находятся в воскресное утро американцы. Они стоят, сидят (или даже полулежат и танцуют) в одной из бесчисленных церквей 50 штатов. В США верующими себя провозглашают 94% населения. Это втрое больше, чем в породившей основную массу американцев Европе. В Америке сегодня в шесть раз больше (пропорционально) верующих, чем, скажем, во Франции. Если же определить Бога как некий «универсальный дух», то в США верующих оказывается 94% всего населения – цифра просто невероятная для современного мира. |
Особенностью этого общенационального явления стала массовая убеждённость в возможности очевидного для всех выделения и противопоставления добра и зла. В том числе и в формировании национального характера. Ничего подобного нет ни в одной другой стране мира.
|
АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМААнатолий УТКИН ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛЮБОЙ СТРАНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЭЛЕМЕНТОВ — ОРГАНИЧЕСКИ ВЗРАЩЁННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА (ОСНОВАННОГО НА «ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ» ХАРАКТЕРЕ) И СОНМА ЗАИМСТВОВАНИЙ ИЗ ВНЕШНЕГО МИРА. АМЕРИКАНЦЫ ЗАИМСТВОВАЛИ УЖЕ САМИМ ФАКТОМ ПРИВНЕСЕНИЯ ИММИГРАНТАМИ ОПЫТА СВОИХ СТРАН. НО ПРИНЕСЛИ ПЛОДЫ И ТРИ ВЕКА ОБОСОБЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. Характер страныРазнообразие и особенность Америки не должны ставить в тупик. Четыре элемента исторически определяют идентичность нации прежде всего: раса, этническая принадлежность, культура (язык и религия в первую очередь) и идеология. Все четыре элемента сохраняют стабильность в условиях постепенного длительного развития и определённой обособленности национального развития. Исходя из определяющего характера указанных элементов, следует твёрдо сказать, что Америка в течение первого столетия своего независимого существования справедливо воспринималась как продолжение Британии. И современные исследователи подчеркивают, что «Америка была основана поселенцами семнадцатого и восемнадцатого веков, почти все из которых прибыли с Британских островов. Их ценности, институты и культура заложили основание Америки последующих столетий. Они первоначально определили идентичность Америки в терминах расы, этничности, культуры и, что ещё более важно, религии. Но произошло противоположное. В четырёх сосредоточиях колониального развития — в Новой Англии, долине реки Делавэр, заливе Чезапик и гряде Апалаччских гор — культурными основаниями были заимствования из Британских островов. Исследователи отмечают, что в первые столетия заселения будущих Соединённых Штатов «почти всё было фундаментально английским: формы собственности и воспитания, система образования, управления, базовые положения права и правовых процедур, видов развлечения и характера использования свободного времени и бесчисленных других аспектов колониальной жизни»* /* Vaughan A . Seventeen Century Origins of American Culture ( In : Cohen S . and Ratner L ., eds . The Development of an American Culture. New York : St . Martin ’ s . 1983, p . 30–32./ . Отсюда непреложный факт: «Основу американской идентичности создали первые поселенцы, ими была заложена основа. Затем эту культуру восприняли поколения иммигрантов, породивших в своём политическом опыте американское кредо. В сердцевине этой культуры находятся английский язык, этика протестантизма, приверженность к самоуправлению. Между 1820 и 1924 годами в Соединённые Штаты въехали 34 млн. европейцев. Первое поколение было частично ассимилировано, зато второе и третье — самым определённым образом. Около ста лет тому назад И. Зангал написал свою знаменитую пьесу «Плавильный тигель», и аллегория вошла во все учебники. Мир плавящихся в едином котле национальностей стал популярным символом Америки. К периоду Второй мировой войны произошла решительная ассимиляция в американское общество значительного числа представителей Восточной и Южной Европы. Собственно этничность, казалось, перестала быть определяющим элементом национальной идентичности. Период сознательного сокращения иммиграции продолжался между 1920 и 1965 годами. Англосаксонская культура и сопутствующее ей кредо либеральных свобод сумели пережить эти испытания. До 1960-х годов от иммигрантов ожидалось «расстаться с основными чертами своего прежнего наследия и полностью ассимилироваться в существующие культурные нормы, представляющие собой англо-конформистскую модель»* /* Kymlicka W . Multicultural Citizenship : A Liberal Theory of Minority Rights . New York : Oxford University Press , 1995, p . 14. / .
|