О патриотизме, старообрядчестве и Александрe Дугине.

Максим Козлов,
Отношение к мировоззрению Александра Дугина

В эфире радиостанции "Радонеж" протоиерей Максим Козлов.
У нас звонок в студии. Давайте послушаем вопрос.

 : – Добрый вечер. У меня вопрос к Максиму Козлову. В СМИ появилось сообщение, что вчера состоялась ваша беседа с представителями телеканала «Спас», в которой вы посетовали, что на канале имеет место выступление Александра Дугина, которое неприемлемо с точки зрения социальной концепции Русской православной церкви. Скажите, пожалуйста, это Ваша личная точка зрения или это позиция Русской православной церкви по отношению к старообрядцам. Потому что, я насколько знаю, существует комиссия по взаимодействию со старообрядными приходами и старообрядцами, и эта комиссия взаимодействует со старообрядцами. Как в связи с этим можно расценивать ваш такой демарш по отношению к позиции Дугина? Спасибо.

  – Отношение к мировоззрению Александра Дугина никак не связано с телеканалом «Спас», прекращение выпуска на нем программы «ИТД» - совсем другая история. Но, впрочем, коли речь об этом зашла, то для того, чтобы не быть голословным, я позволю себе кое-что процитировать. С одной стороны, с точки зрения вероучительной, а с другой – с точки зрения общественно-политической. Итак, чтобы те, кто нас только сейчас начали слушать, не перепугались слишком, - я сейчас цитирую, как он сам себя характеризует, кандидата философских наук, философа Александра Дугина, основателя идейного течения неоевразийства. И вот что нам говорит Александр Дугин:

«В религиозной сфере евразийская теория неизбежно приводит к утверждению того, что подлинным православием, наследующим непрерывную традицию Московской Руси, является русское старообрядчество, древняя православная церковь. Ровно в такой степени, в какой антинациональная монархия Романовых – (это говорится о нашем в том числе царе-страстотерпце) – привела Россию к катастрофе 20 века, никонианство – (это говорится о святом Православии, о Pусской Православной Церкви), – подчиненное, обмирщвленное, послушное, казенное православие привело русских к атеизму, к сектантству, обескровив истинную веру, бросило народ в объятия агностицизма, бытового материализма и ереси. Западная сущность псевдомонархического послепетровского государства точно отражалась в синодальном никонианском православии. Именно к старообрядчеству, как к подлинному аутентичному русскому православию, логично обратиться старообрядцам. Возрождение евразийства в наше время, новое обращение к вечным, надвременным сакральным идеалам Московской Руси и Святой Руси требует от нас мужественного столкновения с этой проблемой. Евразийство не может не сопровождаться религиозным обращением к старой вере, к древлему православию. Но отрицание ханжеского, слабосильного, лицемерного, конформистского, обескровленного и вяло распадающегося «православия» никонианского типа не должно отбрасывать русских в лживые объятия ереси и темных атлантистских сект. И в этом смысле спасением является обращение к древлеправославной традиции… Евразийство будет до конца логичным только в том случае, если оно будет основываться на возврате к старообрядчеству, к древней истинно русской церкви, подлинному православию».

  Я считаю это утверждение абсолютно неприемлемым с точки зрения православного учения о церкви. Да, наша церковь, Русская православная церковь Московского патриархата еще и в синодальную эпоху открывала братские объятия соблазняющимся обрядами меньшим братьям. Да, конечно, уже в синодальную эпоху возникла практика единоверия, то есть для немощных, тяготеющих к преувеличению обрядовой составляющей веры было разрешено, как разрешено и сейчас – таких приходов есть около 20 – служить по дониконовским книгам. Два раза петь алилуйя, креститься двоеперстно, петь тропарь на пасху «Христос Воскресе из мертвых смертью на смерть наступи», ходить в другую сторону во время крестного хода вокруг храма, и прочее, и прочее,и прочее… Да, в духе желания восстановить единство русского верующего народа и Поместный Собор 1917-18 года, и Поместный Собор 1971 года, и юбилейный архиерейский Собор 2000 года принимали различные решения, вплоть до снятия клятв московских соборов середины 17 века, свидетельствующие о том, что с нашей стороны нет никакого препятствия, никакой нелюбви по отношению к старообрядцам, для того, чтобы они вернулись, даже и с сохранением своих обрядов, в ограду матери-церкви. Но это никак не может означать, что Русская православная церковь признавала или когда-либо признает, что истина, истинная церковность на протяжении всех этих столетий хранилась в старообрядческом расколе. Что русская церковь, грузинская церковь, греческая церковь, кипрская церковь, александрийская церковь, антиохийская церковь, иерусалимская церковь, все другие поместные православные церкви, являющие в своей совокупности вселенскую церковь Христову, были отпавшие группы раскольников, а старообрядцы были-де хранителями Христовой истины. Это экклезиалогически, то есть с точки зрения учения о церкви, абсолютно неприемлемый вывод. И проявление любви и снисхождения, проявление признания того, что на историческом пути по отношению к старообрядцам со стороны Российского государства – эпохи были такие – часто действовали методами жесткими, а то и жестокими, и что ныне мы никоим образом не оправдываем и не признаем правомочности подобного решения религиозной дискуссии, никоим образом не означает признания правоты старообрядчества в каком бы то ни было отношении.

  Теперь, что касается взглядов Александра Гельевича Дугина в общественно-политической области. Ибо он позиционирует себя как человек, претендующий на возрождение подлинно патриотического сознания. Это Eвразийский союз, "Eвразийский союз молодежи"… Давайте послушаем отрывки. Это называется «Катехизис члена евразийского союза молодежи», организации, созданной и возглавляемой Александром Дугиным.
Цитата. Раздел, который называется «Твоя цель»:

  «Мы союз господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю, суверенно, непоколебимо, безответно. Господство начинается с себя, потом переходит на ближних, потом на дальних, и так кругами, все шире и шире, пока не дойдет до морских границ континента. Мы евразийцы, и именно поэтому наша воля опрокидывает границы. Оно заведомо шире, чем отведено, позволено, отмерено, допущено. Поэтому наш символ – обратите внимание: не крест Христов, не крест Того, Кто принял страдания за человеческий род, Кто смиренно подчинился беззаконной власти для спасения всех людей, Того, кто не стал политическим вождем иудеев, как они хотели Его видеть... Конечно, не крест – символ евразийцев… Наш символ – звезда абсолютной экспансии, выплеск солнечной энергии во всех направлениях. Мы – имперостроители новейшего типа и не согласны на меньшее, чем власть над миром, которую, как известно, может дать только контроль над евразийским материком. Мы усвоили урок геополитики и мы всерьез решились идти трудными и великими путями большого пространства. Мы – господа Земли, мы дети и внуки господ Земли».

  Если кто-либо попытается доказать, что такого рода мировоззрение тождественно православному христианству буду очень признателен этому человеку.

  Обращение, так сказать, к мужской составляющей будущих господ евразийского континента:

«Пока мы не обретем победы – мы будем злыми.
Добро следует проявлять только к побежденным и слабым».

  Это каким-то образом выводимо из православного христианства?

О вере. Интересно, как это и со старообрядчеством, кстати, соотносится?

  «Ты можешь верить, во что пожелаешь. Существует абсолютная истина. (kазалось бы, как правильно сказано. А дальше – великолепный переход:) – Но не одна. Каждая традиция и религия зовет к далеким берегам. И правильно делает. В этом достоинство духа».

  Каким-то образом этот гиперэкуменизм выводим из православного христианства? Из христианства как такового? Решительно убежден, что нет.
При этом глубокое пренебрежение и презрение к народу. Раздел «Простые люди. Предыдущее поколение»:

  «Простые люди на нашей стороне, но рассчитывать на них не приходится. Предыдущее поколение, наши непосредственные предки провалили все, что могли. У них хорошая душа, но паралич воли и ума. Самих себя они способны только угробить».

Спасение страны и созидание того, что они называют Россия-3 – это дело молодежи, это дело новых поколений. – Где здесь «чти отца твоего и матерь твою»? Что это, как не ленинско-коммунистическое, большевистское наследие, призыв отказаться от старшего поколения? В другом месте он говорит о том, что:

  «мы должны – (играет словами) – отказаться от старого, для того, чтобы обратиться к древнему. Старое нас погубит, древнее спасет».

  Но это не более, чем игра словами. Ибо отказаться от старого – это прервать реальную связь поколений. Это тот же протестантствующий пафос, который призывает не принимать церковную историю, в том числе русского народа, так, как ее Господь нам ее дал. Можно сказать, что это идеология не нео- , а псевдоевразийства, (потому что князь Трубецкой и исторические евразийцы, к которым Дугин себя возводит, если говорить народным языком, в гробу переворачиваются, когда их имена не к месту употребляют). Псевдоевразийство типологически совпадает с теми направлениями и движениями, которые получили в итоге в Италии название фашизма, а в Германии – название национал-социализма. Я возьму сейчас только один аспект – отношение национал-социализма и фашизма к христианству. И тот и другой, создавая тоталитарное государство, тщились преодолеть разделение, вошедшее в жизнь народа с буржуазным обществом, воссоздать как бы некое всенародное единство. Идея та же была и у коммунистов, но только в значительно ослабленной форме. Они понимали, что нельзя исключить из этой концепции христианство, потому что противопоставить себя вовсе христианской церкви – значило всю эту идею воссоздания народного единства заведомо перечеркнуть. Но они столь же отчетливо понимали, что реальное христианство в новые тоталитарные концепции не вписываемо. Оно никогда не согласится видеть человека только участником волевого акта по созданию геополитического пространства. И поэтому в Италии и, в особенности, в Германии была предпринята сознательная и в определенной степени успешная попытка создания усеченного христианства. Такого, некоторые элементы которого были бы сохранены как национальная традиция. Зачем Дугину нужно старообрядчество? Именно как такая попытка.

  Кстати, они провели 4 ноября 2005, в праздник памяти Казанской иконы Божьей матери, в светский день Примирения и согласия, марш правых сил, Это событие было освещено в очень многих СМИ, и очень многие газеты, начиная от «Известий» и «Коммерсант» и прочие наши СМИ выразили свое опасение в том, что в России появляется некая тенденция вовлечения молодежи в неофашистские организации.

"Радонеж"


  Александр Дугин о правом марше 4 ноября 2005 г.: «Национализм ненависти – убийственен для России!»
– Тогда-то мы и поняли, что это не просто заблуждающиеся патриоты, что мы имеем дело с определенной провокационной стратегией, направленной на дискредитацию самого патриотизма, на радикализацию ситуации, и в конечном итоге, на дестабилизацию в стране... Но само наличие вот этих провокаторов в толпе придало всему очень негативный характер. И ведь то, что пришли эти люди, привели с собой бритоголовую молодежь с окраин, которая, благодаря усилиям СМИ, и стала лицом Правого марша, совсем не случайно! Это была продуманная и хорошо организованная провокация.
"НЕОФИТ"

Правая.ru



Hosted by uCoz